Юрьевский 98-й пехотный полк.
Старшинство Юрьевского полка.
1700 г. Захария Крота (Crow) полк >> Романа Брюса полк >>
Архангелогородский пехотный полк
1806 г. Тамбовский мушкетерский полк
1863 г. Дерптский 98-й пехотный полк
Полк сформирован 6 апреля 1863, в 1863-1893 носил название Дерптский 98-й пехотный полк.
6 февраля 1893 в связи
с переименованием города Юрьева, переименован в Юрьевский 98-й пехотный полк. Полк составился из 4-го
кадрового и резервных 5-го и 6-го батальонов Архангелогородского пехотного Его Императорского Высочества
Великого Князя Владимира Александровича полка как Архангелогородский резервный полк, каждый из этих батальонов
до 1884 имел собственную историю, старшинство и знаки отличия.
В 1884 установлено общее старшинство Юрьевского полка с 13 декабря 1763 и общие знаки отличия
История батальонов Юрьевского (Дерптского) полка.
Нагрудный знак Юрьевского 98-го пехотного полка
Купить знак.
1-й батальон сформирован 24 июля 1806 как 3-й батальон
Тамбовского мушкетерского полка.
В 1833 г. 28 января
назван 4-м действующим батальоном Архангелогородского пехотного полка. Приказом от 18 марта 1884 старшинство
батальона передано всему Дерптскому 98-му полку.
2-й батальон сформирован 12 октября 1704 года в составе 5-рот пехотного
Романа Брюса полка.
В период 1704-1824
составлял 2-й батальон Архангелогородского пехотного полка. В 1824 г. 26 марта назван 3-м батальоном
Архангелогородского пехотного полка.
3-й батальон сформирован 24 июля 1806 как 2-й батальон
Тамбовского мушкетерского полка.
В 1833 г. 28 января стал 6-м резервным батальоном Архангелогородского пехотного полка.
4-й батальон Дерптского 98-го полка сформирован 7 апреля 1879 из стрелковых рот 1-го, 2-го и 3-го батальонов
Архангелогородского пехотного полка. При формировании батальону выдано простое знамя 8-го запасного батальона
Архангелогородского пехотного полка.
Городки
Н. Бунин "Русский военный быт", художественный альбом, 1890 г.
Боевые кампании Юрьевского пехотного полка 1884-1918 гг.
Юрьевский пехотный полк входил в состав 25-й пехотной дивизии, сформированной в 1863 г., состав дивизии:
1-я бригада:
Лифляндский 97-й пехотный полк
Юрьевский 98-й пехотный полк
2-я бригада:
Ивангородский 99-й пехотный полк
Островский 100-й пехотный полк
25-я артиллерийская бригада
дивизионная пулеметная рота
Японская война 1904-1905 гг.
Полк прибыл в Маньчжурию в 1905 г., участвовал в Мукденском сражении
(бой у Юхуаньтуня, продолжить чтение >>)
Первая Мировая война:
- июль 1915 г. бои на Висле
- март 1916 г. Нарочская операция
Вальс "На сопках Маньчжурии"
Шатров Илья Алексеевич (1879-1952) - капельмейстер Мокшанского полка.
С детских лет Илья Алексеевич научился играть на балалайке и гармошке, выделялся необычайной музыкальной
одаренностью. После смерти отца в 1893 году определён воспитанником во взвод трубачей
Гродненского гусарского лейб-гвардии полка,
где научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и,
в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт,
который окончил со званием военного капельмейстера.
После окончания института в 1903 году принял насчитывавшую около шестидесяти музыкантов музыкальную
команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (в 1904 г. преобразован в Мокшанский 214-й
резервный пехотный полк). С началом
Японской войны
полк отправлен на Дальний Восток.
24 апреля 1908 года в Самаре духовой оркестр впервые исполнил на публике в городском саду знаменитый русский
вальс Ильи Алексеевича Шатрова "На сопках Маньчжурии". Это единственный, наверно, вальс в память о
героически погибших в бою. Не зря за рубежом его часто называют просто "Русский вальс".
Автор музыки вальса - капельмейстер Мокшанского полка Илья Шатров, сидя на гауптвахте, записал
его ноты, с тех пор вальс живет в каждом россиянине как часть души.
В феврале 1905 года в сражении под Мукденом Мокшанский полк держал оборону, прикрывая отступление армии.
В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Павел Побыванец
скомандовал:
«Знамя и оркестр - вперед!»
Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер, приказал играть боевой марш и повёл оркестр вперёд
за знаменем полка. В отчаянной штыковой атаке полк прорвал окружение. В бою был тяжело ранен и
вскоре скончался командир полка. Полк потерял более половины личного состава и ещё почти год оставался
в Маньчжурии. После всех боёв из первоначального состава полка (почти 4000 человек) осталось
около 700 человек. Из бывшего состава оркестра (61 человек) в живых осталось только 7 музыкантов.
В мае 1906 г. Мокшанский полк вернулся к месту дислокации в Златоуст. Летом Илья Шатров создал первую
версию вальса, которая называлась «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Шатров посвятил вальс своим
погибшим друзьям.
С 18 сентября 1906 г. Мокшанский полк был передислоцирован в Самару. Здесь Шатров познакомился и подружился
с педагогом, композитором и нотоиздателем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начинающему
композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании.
Летом 1907 г. ноты вальса Ильи Шатрова «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» продавались в магазине
дешевых изданий Оскара Кнауба.
В Самаре же в Струковском саду 24 апреля 1908 года и состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.
Поначалу провинциальная публика довольно прохладно встретила этот вальс, однако впоследствии популярность
вальса стала расти, а с 1910 года тиражи граммофонных пластинок с записью вальса стали превосходить тиражи
других модных вальсов. Только за первые 3 года после написания этот вальс переиздавался 82 раза.
После революции Шатров вступил в Красную армию, был капельмейстером Красной кавалерийской бригады.
C 1935 по 1938 годы Шатров руководил оркестром Тамбовского кавалерийского училища, в 1938 демобилизовался
и остался работать в Тамбове. С началом Великой Отечественной войны вновь вернулся в армию:
служил капельмейстером дивизии. Неоднократно награждался. После войны Шатров долгое время руководил
оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе (военного оркестра Закавказского военного округа).
Ушёл в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где заведовал музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Ничего, равного вальсу "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" (именно так он называется, просто название
не помещалось на пластинки), композитору создать не удалось.
Первоначальная версия вальса была без слов. Множество аторов сочиняли слова к вальсу, в итоге
принято исполнять вариант Машистова.
Ночь подошла, сумрак на землю лёг,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.
Здесь, под землёй, наши герои спят,
Песню над ними ветер поёт
И звезды с небес глядят.
То не залп с полей долетел -
Это гром вдали прогремел,
И опять кругом всё спокойно,
Всё молчит в тишине ночной.
Спите бойцы, спите спокойным сном,
Пусть вам присняться нивы родные,
Отчий далёкий дом.
Пусть погибли вы в боях с врагами,
Подвиг ваш к борьбе нас зовёт,
Кровью народной омытое знамя
Мы понесём вперёд.
Мы пойдем навстречу новой жизни,
Сбросим бремя рабских оков.
И не забудут народ и отчизна
Доблесть своих сынов.
Спите, бойцы. Слава навеки вам.
Нашу отчизну, край наш родимый,
Не покорить врагам.
Ночь, тишина,
Лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит.
Факты о Русско-Японской войне 1904-1905 гг.
Русские пулеметчики в Маньчжурии.
В 1904-1905 гг. пулемет утверждает свою позицию как мощнейшее оружие пехоты, следствием чего
стало как увеличение числа пулеметов в противоборствовавших армиях в ходе самой войны, так и резкое
насыщение ими армий всех государств мира сразу же по ее окончании.
Участники войны в один голос свидетельствовали, что наличие в японской армии большого
(по сравнению с русскими) количества пулеметов являлось одной из причин поражений русских войск
в тактических боях.
В письмах с фронта отмечалось, что пулеметы укрепляли обороноспособность японских войск, а также
успешно поддерживали атаки неприятеля. Что же касается количества, то в период завершающего сражения
Русско-японской войны Мукденской операции - японцы имели более 200 пулеметов, в то время как
русские - только 56 штук.
Генерал-квартирмейстер 3-й Маньчжурской армии М. В. Алексеев в письме от 16-17 апреля 1905 г. об
итогах Мукденского сражения указывал:
«У нас нет пулеметов, японцы их не имели также в начале кампании. Теперь у нас тоже почти нет, у японцев
в каждом полку своя рота пулеметов из 8-10 [единиц]. Это грозное оружие временами сметает нашу атакующую пехоту»
Лишь к окончанию войны русские Маньчжурские армии получили достаточное количество пулеметов
Казачьи пики против самураев в бою при Вафаньгоу.
Эпизод битвы у станции Вафаньгоу.
Бой 17 мая 1904 года у станции Вафаньгоу вошел в историю Русско-японской войны удачным и крайне эффективным
применением пик. В газете "Русь" 1904 г. опубликовано описание этого боя, основанное на свидетельствах
русских бойцов, раненых при Вафаньгоу.
Бой начал отряд пограничников, которым командовал граф Армфельд. Тотчас же на выстрелы подоспел генерал
Самсонов с драгунами, в количестве двух эскадронов, и вступил в дело. Японская пехота в большом количестве
развернула цепь, открыла сильный огонь, поддерживаемый четырьмя пулеметами. Тогда бросилась в атаку
первая сотня Сибирского казачьего войска, встреченная убийственным огнем. Японцы стали сильно наседать.
В это время ринулись в атаку с пиками на перевес вторая и третья сотни, произведя страшное смятение
среди неприятеля, впервые имеющего дело с этим оружием.
По словам участников боя, казачьи пики нанесли страшное поражение. Кроме поголовно выбитого эскадрона,
переколото много людей японской пехоты. Один сильно контуженный казак пронзил пикой двух японцев-солдат
и одного офицера.
«Обижаются японцы, - отозвался раненый казак, - говорят: драться пиками уговору не было»
«Хорошо дерутся японцы, - говорил мне один из раненых, - лучше всего стреляют. Спасибо казакам,
много они их перекололи. Когда ударила сотня, они стрелять перестали, наутек пустились; я раненый лежал,
потому видел»
Казаки в Японской войне 1904-1905 гг.
Японская артиллерия ведет огонь по позициям русских войск, 1904-1905 гг.
Кожанные куртки в Японской войне 1904-1905 гг.
В центре фотографии будущий военный летчик Воротников А. С. на фронте Русско-Японской войны.
По иронии судьбы он уже в кожанке, как знал свое будущее.
В реальности именно в ходе войны с Японией кожанные куртки получили широкое распространение среди офицеров
во всех частях армии. На ногах офицера шикарные бурочные сапоги.
Продолжить чтение об авиации Царской России >>
Пехота на позиции.
Интересные детали на фото: бруствер окопа каменный, или кирпичный. Высота бруствера почти совпадает
с глубиной окопа, что не характерно. Предположительно - это фрагмент очень небольшой стены,
возможно редан/люнет (если незамкнутый) или редут (если замкнутый), построен русскими, или
местными китайцами и приспособлен для своих нужд.
Существует мнение, что окоп оборудован в соответствии с тогдашними наставлениями по инженерному делу:
бруствер спереди с широкой стрелковой ступенью.
Часть военнослужащих накрыли папахи штатными башлыками для маскировки, что встречается и на других фото.
Существует мнение, что в папахах казаки Забайкальского казачьего войска, принимавшие активное участие
в Японской войне (свыше 19 000 человек). Однако на данном фото казаки отсутствуют.
Казаки с винтовками в окопах не сидели - хватало тогда пехоты. Здесь же ясно видно именно пехоту
с винтовками, в шинелях, шашек нет ни у кого, кроме двух офицеров в темных полушубках на переднем плане.
Русские войска оставляют Ляоян.
Юрьевский пехотный полк в Первой мировой войне.
27 августа 1914 года Юрьевский 98-й пехотный полк находился несколько южнее восточно-прусского города Тапиа,
на позициях, тянувшихся вдоль реки Алле, когда получил приказ об отступлении 1-й армии. В этих условиях на
полк командованием была возложена задача обеспечивать отход частей 3-го корпуса от реки Алле до Инстербурга
и далее на восток, до Гумбиннена.
Алексей Дьячков – доброволец Юрьевского 98-го пехотного полка 1915-1916 гг.
В 15 часов 10 минут, не доходя пяти километров до Инстербурга, у самой околицы деревни Дидлакен, на полк внезапно
обрушились лавина взрывов, послышалась ружейная стрельба. Немцы наступали одновременно с юга и с севера,
разрезая надвое непрочную ленту полковой колонны. Первый батальон подполковника Д. Н. Постникова тут же,
в открытом поле, занял оборону и открыл беглый огонь по наступавшему противнику. Артиллерийский дивизион,
под прикрытием огня пехоты спешно развернув орудия, стрелял по позициям немецкой артиллерии. Бой был
скоротечным и жарким, немцы, хотя и были остановлены, но сумели перерезать шоссе и рассечь полк на две части.
Заградительный огонь артиллерии и первого батальона остановил противника. Об арьергарде полка, 2-м и 3-м батальонах,
ничего не было известно. Отступление продолжилось, и около половины шестого вечера остатки полка подошли
к окраинам Инстербурга. Когда батальон остановился, из-за перелеска, прямо по фронту, с тыла, на поле,
в 800 шагах от него, вывалились густые германские цепи в шесть линий, одна за другой, а с юга
началось наступление крупной колонны противника, не менее полка пехоты.
Командир отдал приказ о немедленном отступлении, на юг, в обход Инстербурга, где ещё оставалось возможность
выйти из окружения. Благодаря решительному манёвру и оставленному прикрытию, батальону удалось оторваться
от немцев. Прорыв удался, немцы не преследовали. Глубокой ночью батальон вышел на берег р. Ангераппа
у деревни Ессен и попали в волну беспорядочно отступавших обозов 1-й армии.
Образцы формы русской армии периода 1881-1914 гг.
Капитан и старший унтер-офицер пехотного полка, 4-го в дивизии, в форме образца 1881 года.
Постановочное фото с "вручением пакета" 1890-х годов.
На рукаве унтер-офицера - золотые и серебряные галуны образца 1890 года, указывающие на то,
что он прослужил на сверхсрочной действительной службе свыше шести лет.
Иван Викторович Мамонтов, офицер Выборгского 85-го пехотного полка.
Когда при Александре III ввели такую форму, многие сочли её некрасивой, "мужицкой".
При сравнении с мундирами предыдущих эпох форма, новая форма вызывала уныние.
Действительно не вольно соглашаешься с мнением - блистательное офицерство было одето в мужицкие армяки.
Красивая форма во все времена была и будет одним из мощных факторов, побуждающих пойти на военную службу.
Можно смело утверждать, что на тот момент армия потеряла существенную часть своего контингента как текущего,
так и будущего. Однако в новой форме была своя эстетика. Переход от помпезности к практичности.
Иван Викторович Мамонтов родом из Новгорода, участник
Русско-японской
и Первой мировой войн.
Погиб в 1915 году. Вдова разыскала на фронте его могилу и перевезла тело в Новгород.
Похоронен на кладбище Антониева монастыря, могила утрачена.
Ротный барабанщик лейб-гвардии Финского 3-го Стрелкового батальона, 1882-1884 гг., рисунок Николая Зубкова
На поясе у музыканта сумка для револьверных патронов, музыканты не имели ружей.
Финский стрелковый батальон сформирован под названием
Учебный финский батальон в 1819 г. Включен в состав гвардии в 1829 г. Финские стрелки-гвардейцы
участвовали в
Польской кампании 1831 г.
и в
Турецкой войне 1877-1878 гг.
Как отмечает историк Владимир Лапин, в боевом отношении эта часть составляла ничтожную долю
вооруженных сил России, но играла значительную символическую роль, демонстрируя «присутствие»
финнов в военной машине империи.
Новый этап использования людских ресурсов Финляндии начался с принятием Закона о всеобщей воинской
повинности, который в «финской редакции» довольно сильно отличался от «общероссийской». Были
сформированы девять Финских стрелковых батальонов и Финский драгунский полк. Они формировались
из финнов и образовали особую структуру, официально именовавшуюся «Финские войска» со своей системой
комплектации, управления, снабжения и судопроизводства.
Александр III, посетивший лагерь в Лаппеенранте в августе 1885 г., остался очень доволен видом
финских солдат. Если боевые качества финских войск ни у кого не вызывали нареканий, то в их надежность,
т. е. в готовность в любом случае исполнять приказы командиров, военная верхушка России верила всё
менее и менее. В глазах правительства финские войска стали одним из проявлений сепаратизма.
В 1901 г. Финские стрелковые батальоны были распущены. В качестве временной меры призыв уменьшили
до размеров, необходимых для пополнения Финского драгунского полка и лейб-гвардии Финского стрелкового
батальона. Однако вскоре первую часть также пришлось расформировать по «политическим» соображениям:
офицеры части отказались присягать по новой форме, где не упоминалась обязанность защищать основные
законы, т. е. Финляндскую конституцию.
24 ноября 1901 г. Финский драгунский полка был упразднен.
21 ноября 1905 г. лейб-гвардии Финский 3-й стрелковый батальон был расформирован.
Прапорщик армейской пехоты, 1904-1905 гг., коллекция Николая Царева
С началом Русско-японской войны русская армия приступила к перекрашиванию летнего обмундирования в
неяркие цвета для маскировки на местности. На фото прапорщик армейской пехоты, 1904-1905 гг.
Офицер одет в летний китель, окрашенный в светлый оттенок защитного цвета (серый или хаки). Чехол
на фуражку закрывает ее полностью вместе с козырьком. Офицеры, призываемые из запаса по мобилизации,
обязаны были являться на службу со своим обмундированием, так что окраска кителя в защитный
цвет выглядит вполне логичной, ибо пошив нового обошёлся бы значительно дороже.
Лейб-гвардии Преображенский полк, на переднем плане обер-офицеры и фельдфебель, 1908-1914 гг.,
иллюстрация Олега Пархаева.
Офицер
лейб-гвардии Семеновского полка
Юрий Макаров вспоминал:
Каждый гвардейский полк имел свой тип, который и начальством и офицерами всячески поддерживался
и сохранялся в возможной чистоте. В
Преображенцы
подбирались парни дюжие, брюнеты, темные шатены или рыжие.
На красоту внимания не обращалось. Главное был рост и, богатырское сложение.
В зависимости от случая, офицер мог облечься в парадную форму, что обозначало: кивер с белым султаном, мундир
с красным лацканом, эполеты, нагрудный знак (сначала он существовал только в Петровской бригаде, кажется
в 1910 году его ввели во всей пехоте), ордена, у кого были, серебряный пояс, так называемый «шарф»,
шаровары, высокие сапоги, белые замшевые перчатки и, конечно, шашка, которая носилась всегда.
Цены предметов офицерского обмундирования были приблизительно такие: кивер, нагрудный знак и шашка, по 20 рублей.
К счастью их приходилось заводить один раз на всю жизнь. Обновлять постоянно приходилось мундиры,
сюртуки и пальто. Эти, считая на круг, по ценам Экономического Общества, стоили 50-60 рублей.
Высокие сапоги стоили 20-25 рублей
Ботинки - 12 рублей
Шаровары и длинные штаны круглым счетом - 12-15 рублей
Эполеты - 6 рублей
Фуражка, пара погон, шарф, портупея, пара белых замшевых или коричневых перчаток, приблизительно по 3 рубля.
Вот тут и считай. И все это при том, что подпоручику гвардии казна выдавала 86 рублей в месяц жалованья.
Корнет Волынского 17-го драгунского полка Павел Александрович Шейхерт, Москва, 1906 г.,
коллекция и атрибуция Н. Царева, рисунок Ю. Юрова.
Интересной деталью портрета, помимо темляка из Аннинской ленты, являются гладкие, без чекана, пуговицы,
которые в августе 1904 г. во всей армейской пехоте и кавалерии должны были быть заменены пуговицами
с государственным гербом. Объясняется это тем, что портретируемый в июне 1904 г. был переведен
во 2-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска, в составе которого и принимал участие
в Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Ордена Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (Аннинского оружия)
офицер удостоился достаточно рано - 26 сентября 1904 г. После окончания боевых действий и
возвращения в свою часть Павел Александрович сфотографировался в драгунском мундире со старыми пуговицами.
На груди офицера медаль
В память коронации императора Николая II,
полученная в 1896 г. Позже П. А. Шейхерт был произведен в поручики, служил в 8-м запасном кавалерийском
полку. Сведений о его судьбе после 1910 г. пока не обнаружено.
Гвардейская пехота (3-я дивизия, Варшава), 1909-1914 гг., художник Олег Пархаев
Слева направо:
Барабанщик
лейб-гвардии Литовского полка
рядовой
лейб-гвардии Кексгольмского полка
штаб-офицер
лейб-гвардии Санкт-Петербургского полка
адъютант лейб-гвардии Волынского полка
Традиционно расквартированные в Варшаве гвардейские полки отличались от остальной гвардейской пехоты желтыми
деталями униформы. В указанный период первые три полка носили при парадной форме желтые лацканы, а
лейб-гвардии Волынский полк
- лацкан мундирного цвета с желтой выпушкой.
Гвардия Русской Императорской армии, 1913-1914 гг., художник Игорь Дзысь
Слева направо:
штаб-офицер
лейб-гвардии Гренадерского полка
в обыкновенной форме
обер-офицер
лейб-гвардии Литовского полка
в парадной форме
офицер лейб-гвардии Егерского полка
Реформа обмундирования русской армии, начавшаяся вскоре после
Русско-японской войны 1904-1905 гг.,
носила двоякий характер. Если для полевых условий вводилась практичная униформа защитного цвета, то на
парадах и в повседневной службе военные, казалось, стремились компенсировать этот урон обилием декоративных
элементов, разнообразием и сложностью покроя и т.д.
На смену относительно скромной одежде «в народном духе», установленной еще в 1881-1882 г. и ставшей одним
из символов царствования Александра III, приходит роскошная, временами безвкусная, униформа, стилистически
восходящая к более славным временам. Одним и предметов униформы, напоминающих об
Отечественной войне 1812 г.
(близился ее столетний юбилей), стали кивера.
Обер-офицер Нижегородского 17-го драгунского Его Величества полка в зимней парадной форме, 1909-1914 гг., художник Игорь Дзысь.
После окончания
Турецкой войны 1877-1878 гг.
император Александр II приказал подготовить представления для награждения наиболее отличившихся частей
и подразделений. В докладе, представленном на рассмотрение императора, в частности, говорилось, что
наиболее блестящие подвиги в минувшую войну оказали
Нижегородский
и Северский драгунские полки, которые уже имеют все установленные награды:
- Георгиевские штандарты
- Георгиевские трубы
- двойные петлицы «За военное отличие» на мундиры штаб- и обер-офицеров
- Георгиевские петлицы на мундиры нижних чинов
- знаки отличия на головные уборы
Простое же добавление надписей отличий на штандарты или очередные наградные трубы не соответствуют
выдающимся заслугам полков.
13.10.1878 г. был подписан Высочайший приказ о награждении войск Кавказской армии, отличившихся при
действиях в Азиатской Турции.
Этим приказом все дивизионы
Нижегородского
и Северского драгунских полков были награждены новым знаком отличия - широкими Георгиевскими лентами
на штандарты. Обычные Георгиевские ленты являлись элементами Георгиевских знамен и штандартов, награждение
которыми производилось с 1806 г.
08.09.1901 г., в день 200-летнего юбилея
Нижегородского драгунского полка,
в Тифлисе Нижегородскому и Северскому полкам были вручены Георгиевские штандарты образца 1900 г.
(по одному на полк). Одновременно полки получили новые широкие Георгиевские ленты.
До конца существования русской армии это награждение широкими Георгиевскими лентами осталось единственным.
В ходе Первой мировой войны к награждению высшим знаком отличия был представлен
лейб-гвардии Кирасирский Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полк
(синие кирасиры). Но поскольку пожалования коллективных наград были отложены до окончания войны,
то вручить ленты так и не успели.
Гильшер Юрий (Георгий) Владимирович - российский летчик-ас Первой мировой войны, в форме
Военного ордена 13-го драгунского полка, со спецзнаком военного летчика на погоне. Фото погона от Сергея Прокоповича.
Юрий Гильшер перевёлся из драгун в летчики. Летал с протезом вместо левой ступни. Погиб, будучи командиром
7-го авиационного отряда истребителей, имея на счету 5 (по другим данным - 6) сбитых вражеских аэропланов.
Погон штабс-капитана пехоты Российской Императорской армии, получившего звание военного летчика.
Пуговица при таком погоне должна быть золотистая.
Погонный знак военного летчика был утвержден 24 июня 1913 г.
Авиация Российской империи, продолжить чтение >>
Корабельный гардемарин-механик, 1910-1914 гг., рисунок Николая Зубкова
С 1910 г. все категории корабельных гардемаринов снабжались синими кителями офицерского образца. Околыш фуражки
и погоны - черные с красными выпушками, металлический прибор обмундирования - серебряный. Такая же форма
полагалась корабельным гардемаринам-судостроителям.
В 1914 г. выдача корабельным гардемаринам офицерского холодного оружия была прекращена, однако неизвестно,
означало ли это отказ от его ношения или же гардемарины просто стали приобретать сабли и кортики за
собственный счет. На нагрудном кармане - знак Морского инженерного училища Императора Николая I.
Литература.
Николай Царев, Владимир Глазков "Об атрибуции Аннинского оружия на старинных фотографиях", 63-й номер «Старого Цейхгауза»
Владимир Глазков "На сопках Маньчжурии. Походное обмундирование в период Русско-японской войны 1904–1905", 71-й номер «Старого Цейхгауза»
Леонов О., Ульянов И. "Регулярная пехота. 1855-1918"
«Империя и Кавказ. Оружие, обмундирование, ратные традиции XIX - начало XX века. Каталог выставки»,
сост. и ред. Д. А. Клочков.
Владимир Глазков "Униформа российского военного флота. 1881-1917"
В. В. Глазков «Военный мундир в период правления Александра III и Николая II.1881-1906»