Корзина
Номер заказа 1952
Сумма заказа 0
Посмотреть









Переход по льду Ботнического залива.




 
Медаль "За переход на Шведский берег" (мельхиор)
700 руб.

 
Копия, штамп, мельхиор










Перейти на страницу оплаты
Полковые знаки отличия, монеты Полковые знаки отличия, монеты



Безопасность платежей гарантируется использованием протокола SSL. Данные Вашей карты надежно защищены при оплате онлайн.
Вернутся в каталог


По г. Минеральные Воды передача заказа по договоренности.
Доставка в другие регионы Почтой России, наложенный платеж, стоимость 400 руб.
Стоимость отправки в Европу 1100-1500 руб. Для уточнения свяжитесь со мной через форму обратной связи.




Описание медали.

 
Медаль «За переход на шведский берег» была учреждена Александром I 14 (26) апреля 1809 года в связи с военными успехами русской армии во время русско-шведской войны. Одновременно с данной медалью была учреждена медаль «За проход в Швецию через Торнео». Награждались солдаты отряда М. Б. Барклая-де-Толли, участники похода в Швецию по льду Ботнического залива через пролив Кваркен.

Медаль была сделана из серебра. Диаметр - около 28 мм. Гурт гладкий. На лицевой стороне медали изображён вензель Александра I, над ним - большая императорская корона. На оборотной стороне медали горизонтальная надпись в пять строк: « ЗА ПЕРЕХОДЪ НА ШВЕДСКЇЙ БЕРЕГЪ 1809.» По окружности вдоль края ряд мелких бус. Над датой «1809» фигурная черта.

Медали были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе, в октябре 1809 года. Всего изготовлено 5443 медалей. Известны бронзовые варианты медали, изготовленные в частных мастерских. Размер медалей частной работы меньше - около 18 мм. Медаль имела ушко для крепления к ленте. Носить медаль следовало на груди. Лента медали - Андреевская, шёлковая лента голубого (синего) цвета, шириной 100 мм.

Переход на шведский берег Барклаем-де-Толли.

В начале Русско-шведской войны 1808-1809 гг. на территории Финляндии дела приняли неблагоприятный для России оборот. Партизанское движение в Финляндии осложняло проведение наступательных операций русских войск против шведов. Император Александр I повелевал немедленно и решительно перевести театр войны на шведский берег. Корпусу П. И. Багратиона возлагалась задача занять Аландские острова и по льду Ботнического залива выйти на побережье Швеции.

Еще до вступления в командование Барклая-де-Толли предварительные разведки выяснили возможность перехода, но и крайнюю рискованность его; в то же время разведчики узнали, что шведских войск близ Умео немного.

Барклай-де-Толли разделил свои силы на 2 колонны; одна, полковника Филисова – 2 батальона, 2 орудия и сотня казаков; другая, генерал-майора Берга – лейб-Гренадерский и Тульский пехотный полки, 2 сотни казаков и 6 орудий. 5-го и 6-го марта обе колонны сосредоточились на островах близ Вазы, Вальгрунте и Бьеркэ; войсковой старшина Киселев с полусотней и посаженными на сани 40 мушкетерами был отправлен на острова Гольмен и Гадден близ шведского берега, с целью напасть врасплох на неприятельские посты (если они там имеются) и разведкою выяснить силы и расположение шведов на берегу.

1-я колонна должна была идти, на Гольмен, 2-я – на Гадден, а отсюда с двух сторон, с северной и южной, обе должны были двинуться на Умео. Войска снабжены были 10-ти дневным запасом сухарей и 4-х дневным фуража; обозов взято не было, только патронные ящики на полозьях и сани для отвоза раненых.

7-е марта проведено было отрядом Барклая на биваке на необитаемых скалах, окруженных ледяною пустынею, 8-го, в 5 часов, начался переход. Борьба с природою началась с первых же шагов. К счастью, погода была тихая, и мороз не превышал 15°. То карабкаясь на утесистые обломки, то обходя и делая извилины, знобя и засекая ноги об острые края льдин, бодро шли вперед наши воины... Особенно страдали лошади... Артиллерию, хотя и везомую на полозьях, в конце концов пришлось оставить на полу-пути под прикрытием.

Движение было крайне медленное; несмотря на все значение быстроты, приходилось давать людям частые короткие отдыхи, иначе они едва не падали от изнурения, так утомительно было движение по изломанной и изборожденной поверхности льда... Тем не менее, к 6-ти часам вечера в течение 12 часов пройдено было 40 верст, и войска добрались до отдельных бесплодных островов Гольмена и Гаддена, предварительно занятых Киселевым. Последний, со своими казаками и отборными стрелками Полоцкого пехотного полка, неожиданно напал, еще днем раньше, на занимавшую остров Гольмен шведскую заставу, разбил ее наголову, но, к сожалению, не смог захватить всех людей в плен: спасшиеся, очевидно, должны были предупредить своих о движении русских.

Поэтому, как ни устали у Барклая люди – времени терять было нельзя. Он передохнул только до полуночи; костров развести было нечем; в полночь Барклай выступил и повел колонну Берга прямо к Умео, а Филисов пошел через остров Гольмен и далее на Умео с севера. Достигнув устья реки Умео, ранним утром Барклай дал роздых. К счастью, у берега во льду оказались два торговых судна; их немедленно раскололи на дрова: костры, наконец, запылали и иззябшие люди смогли отогреться. Последний этот переход пришлось идти выше колена в снегу, и остановка в устье Умео вызвана была полным изнеможением отряда после 18-ти часового марша.

Близ Умео находился шведский отряд графа Кронштедта, численностью не более 1000 человек; он стоял себе на мирном положении, ничего не подозревая. 9-го числа только прибежали несколько людей, спасшихся с захваченных русской армией аванпостов, и сообщили о том, что русские войска уже вблизи шведского берега. На рассвете 10-го передовая цепь шведского отряда была опрокинута нашими стрелками и спешенными казаками; на плечах у неприятеля они скоро были уже у ворот Умео. Было заключено перемирие, по которому шведы обязались сдать Умео и всю Вестро-Ботнию до реки Эре, передав в наши руки все запасы продовольствия.

Захват Умео обеспечивал русскую армию более чем на месяц, а заключенное перемирие давало возможность спокойно произвести сосредоточение сил для продолжения кампании.

Материалы по теме.

Война со Швецией 1788 гг.
Война со Швецией 1808-1809 гг.
Медаль "За переход в Швецию через Торнео"

Интересные темы: