Пултусский 183-й пехотный полк.
Старшинство:
Красненский губернский батальон (1811 г.)
Солигаличский губернский батальон (1811 г.)
В 1877 г. 31 июля в связи с начавшейся
войной с Турцией
на базе 2 роты
Черниговского
местного батальона
был сформирован 28-й резервный пехотный батальон.
В последующем батальон развёрнут в 2-ух батальонный резервный пехотный полк, получивший номер
183 и наименованный Пултусcким по городу в Польше. Во время
Польской кампании 1831 г.
под Пултусском состоялось крупное сражение между русскими и польскими войсками.
Другой источник сообщает, что до 1 января 1898 г. полк именовался 172-м резервным, а 183-м Пултусским
(уже не резервным) стал после прибытия в Кострому и слияюнию с Красненским 240-м и Солигаличским 245-м
батальонами.
Нагрудный знак Пултусского 183-го пехотного полка.
Купить знак.
Пултусский 183-й пехотный полк с момента своего формирования и до 1910 г. дислоцировался на территории
Царства Польского,
в том числе в его столице Варшаве. Полк нёс караулы в
Варшавской цитадели.
В дальнейшем полк был передислоцирован в Косторму для переформирования, где до этого дислоцировались
Красненский 240-й и Солигаличский 245-й резервные пехотные батальоны. Формирование полка было окончено
осенью 1910 г.
Сразу после окончательного формирования полк начал готовиться к празднованию
своего столетия. Этот поразительный факт был связан с тем, что в Русской
императорской армии старшинство полков считалось не по дате его формирования, а по
дате формирования батальонов, входящих в его состав.
Два батальона, вошедшие в состав полка:
Красненский и Солигаличский были сформированы 27 марта 1811 г. и поэтому
на основании приказа по Военному Ведомству №96 от 18 марта 1884 г. старшинство вновь
сформированного полка было установлено именно с этой даты.
Смоленский и Костромской губернские батальоны.
В 1811 г. в период активной подготовки к неизбежному столкновению с Наполеоновской Империей
было принято решение об усилении действующих войск. Согласно приказа от 27 марта 1811 г.
в Смоленский и Костромской губернии были сформированы
внутренние губернские батальоны.
В последующем оба батальона размещались в этих городах и
выполняли возложенные на них функции поддержания внутреннего порядка в губерниях, решения вопросов
борьбы со стихийными бедствиями и пожарами, охраны присутственных мест, тюрем и острогов.
В 1874 г., в связи с подготовкой к войне с Турцией, было принято решение
возложить на губернские батальоны функции резервных войск, которые должны были в случае
необходимости участвовать во второстепенных операций на театре военных действий или занимать
крепости. С началом войны резервные батальоны лишились своего наименования по губернским городам и стали
номерными резервными пехотными батальонами.
На стрельбище.
Н. Бунин "Русский военный быт", художественный альбом, 1890 г.
Подпоручик.
Военнослужащий полностью одет по походной форме образца 1913 г. Китель и бриджи защитного цвета с красными
кантами, фуражка тоже вся защитного цвета с красными кантами. Присутствует элемент пижонства: плечевые ремни
снаряжения не заправлены под погоны. Уставные пуговицы по борту заменены большими неформенными,
а на рукавах оставлены уставные. Вероятно, так молодой офицер выполнил рекомендации об уменьшении заметности
на поле боя при выступлении в поход. По информации из мемуаров доходило даже до окраски пуговиц
и плечевых ремней в защитный цвет, либо на них делали чехлы из ткани защитного цвета.
Пултусский полк на Юго-Западном фронте лето-осень 1914 г.
В Первую Мировую войну Пултусский полк вошёл в состав XXV армейского корпуса 5-й армии Юго-Западного фронта.
Первый же бой, в котором участвовал полк, был неудачен.
12 августа 1914 года полк в составе
корпуса был направлен на поддержку 4-й армии, которая потерпела поражение под Красником и
находилась в полу-окружении. Но на следующий день корпус наткнулся у Замостья на превосходящие
силы противника - это была IV австро-венгерская армия генерала Ауффенберга.
В боях 13 и 14 августа XXV корпус был разбит и отступил на Красностав.
В октябре 1914 года XXV армейский корпус, а вместе с ним и Пултуский полк, был передан в
состав 9-й армии и принял участие в Варшавско-Ивангородской операции. Эта операция
была удачной для Российской армии. В ходе упорных боев в лесной местности трофеями наших войск стали:
пленными 60 офицеров и 3300 нижних чинов
13 орудий и 120 зарядных ящиков
В
дальнейшем Пултусский полк участвовал в наступлении на Краков.
Солдаты Первой мировой войны.
Гроховский полк на привале
во время сражения за реку Сан. Октябрь 1914 г., Галиция, Австро-Венгрия, фотограф Георгий Сигсон.
В козлах составлены винтовки системы Мосина образца 1891 г. Справа трофейный австрийсикй барабан,
используемый в качестве обеденного стола.
Русское отступление 1915 г.
Весной 1915 г. Пултусский полк был вновь передан в состав 4-й армии и в
мае месяце участвовал в коротком наступлении у Опатова, где XXV армейский корпус нанёс
сильное поражение 2-му австро-венгерскому корпусу.
В июле 1915 г. противник перешёл в решительное наступление на всём Восточном фронте.
Создалась угроза окружения Российских войск, расположенных на территории Польши. Начались упорные
оборонительные бои с целью выхода из возможного окружения. Пултусский полк принял активное участие в этих
боях и внес достойный вклад в успешное завершение этого сложнейшего манёвра.
В ходе одного из боёв 12 августа при местечке Верховичи полк получил задачу своим энергичным
наступлением от фольварк Зеленый Дворец задержать наступление вчетверо превосходного в силах противника,
охватывавшего правый фланг дивизии и угрожавшего отрезать ее от единственного пути отхода через болото на
следующую позицию.
Один из батальонов полка оттеснил противника, а когда противник подтянул резерв и перешел
вновь в наступление, пултуссцы сдерживали его натиск на своем участке в течение целого дня.
До получения приказа отойти на следующую позицию, искусными действиями, полными
самоотвержения и мужества, Пултусский полк оказал помощь своим войскам, находившимся в трудном положении
и выручил их от грозившей им опасности.
Пушечно-пулеметный бронеавтомобиль "Гарфорд".
Машину разработал начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Н. М. Филатов осенью 1914 года.
В качестве базового шасси использовались 4-х и 5-ти тонные грузовики производства американской компании
Garford Motor Truck Co., бронекорпус и вооружение устанавливали на Путиловском заводе в Петрограде.
Броневик оснащали 3-х дюймовым противоштурмовым орудием образца 1910 года, размещавшееся в башне в задней
части машины и двумя пулеметами системы Максима, установленных в спонсонах левого и правого бортов в
центре корпуса.
Ратники Государственного ополчения (мобилизованные) периода Мировой войны.
Два человека с крестами на груди - это ратники Русско-японской войны. По другой версии на фото ратники на сборах,
у военнослужащих отсутствует обмундирование и явно молодой возраст.
Парад в
Гроховском полку
25 ноября 1915 г., деревня Юровичи, Минская губерния, фотограф Георгий Сигсон.
Парад по случаю назначения нового командира полка. Впереди строя слева направо: полковой адъютант прапорщик
Н. Ф. Родякин, командир 2-го батальона подполковник В. Ф. Назимов, командир полка полковник М. Н. Иванов,
командир 1-й бригады 46-й пехотной дивизии генерал-майор А. А. Веселовский
Наступление Западного фронта 1916 г.
Весной 1916 года полк был передан в состав Западного фронта и летом того же года принял участие
в наступлении его войск с целью оказания помощи войскам Юго-Западного фронта, участвовавшим
в знаменитом «Брусиловском прорыве». Наступление фронта было в целом неудачно, по Пултуский полк
в ходе него вписал своё имя в историю.
46-я пехотная дивизия Русской императорской армии.
1-я бригада (Ярославль)
181-й пехотный Остроленский полк
182-й пехотный Гроховский полк
2-я бригада (Кострома)
183-й пехотный Пултуский полк
184-й пехотный Варшавский полк
46-я артиллерийская бригада (Ярославль)
Генерал-лейтенант Долгов Дмитрий Александрович (1860-1939)
начальник 46-й пехотной дивизии в период
03.07.1910 - 24.06.1915, фотограф Георгий Сигсон,
Царство Польское.
20 июля полк вместе с Остроленским пехотным полком
атаковал позиции противника
в районе Барановичей.
Позиции противника были сильно укреплены,
и первая наша атака была отражена. Вторую атаку возглавил лично командир полка полковник Е. В.
Говоров, он повёл своих подчинённых на стрелявшую 4-х орудийную батарею. Несмотря на огромные
потери, батарея была взята. 31-я австро-венгерская дивизия была атакована во фланг и
тыл. Были захвачены: 1 генерал, 60 офицеров и 2700 нижних чинов, а так же 11 орудий.
Строительство укрытий на тыловой позиции, осень 1915 г.,
позиции на реке Сервечь,
Минская губерния,
фотограф Василий Мелехин.
Полевой зубоврачебный кабинет, февраль 1916 г., деревня Малые Жуховичи, Минская губерния,
фотограф Василий Мелехин.
Знамённый взвод учебной команды
Гроховского 182-го пехотного полка,
состоящий полностью из Георгиевских кавалеров.
Декабрь 1915 г., лес в тылу
позиции на реке Сервечь,
Минская губерния.
На обороте надпись: "На память о войне с немцами и австрийц. Знаменный взвод учеб.ком. и учебная команда с
коман. полка полковником Ивановым 19 27 XII 15 года 182 п/п. поручик Д. Н. Беляк..."
На левом фланге строя стоит командир
Гроховского 182-го пехотного полка
полковник М. Н. Иванов. В строю первый слева поручик Д. Н. Беляков - дед Е. Г. Логинова, передавшего оригинал
фото в дар музею.
Привал.
Фронтовая авиация Первой Мировой Войны.
Самолёт Сикорского С-11.
Участник конкурса военных аэропланов на корпусном аэродроме авиатор Г. В. Янковский у аэроплана
авиаконструктора И. И. Сикорского, сентябрь 1913 г.
Аэроплан разведки и связи Фарман 30/40 50-го корпусного авиационного отряда, сентябрь 1916 г.
Нижние чины 12-го корпусного авиационного отряда готовят аэродром к полетам, на заднем плане
"Фарман-ХХ" и моноплан "Ньюпор-IV"
DFW Mars - один из первых военных самолетов Германии, выпускался в варианте биплана и моноплана.
Немецкий бомбардировщик Siemens-Schuckert R.VII, был приписан к Riesenflugzeugabteilung 501 (Rfa 501) и присоединился к эскадрилье
в Вильне 26 февраля 1917 года.
С началом Первой Мировой войны Siemens решила попробовать себя в создании тяжелых самолетов серии
«R» (Riesenflugzeug - самолет-гигант). По результатам испытаний первого бомбардировщика R.I авиационная
инспекция (Idflieg) выдала заказ на изготовление еще шести подобных машин. Оригинальная конструкция хвостовой
части фюзеляжа позволила увеличить сектор обстрела оборонительных пулеметов. Принятый на вооружение в конце июля
1915 г. R.I в боевых действиях не участвовал, и в начале 1916 г. был передан в летную школу, где прослужил
до конца войны.
Подобная же участь постигла R.II и R.III. Варианты R.IV-R.VII участвовали в боях на Восточном фронте,
совершая ночные и дневные налеты на передовые позиции и тылы русской армии.
В 1917 г. все самолеты были сняты с вооружения и переданы в учебные отряды.
Aviatik (Berg) D I, 1917 г.
В начальный период Первой Мировой войны австрийское отделение немецкой компании Aviatik выпускало
преимущественно двухместные разведывательные самолеты. Главный конструктор фирмы Юлиус фон Берг разработал
к концу 1916 г. два похожих по конструкции самолета: одноместный истребитель и двухместный разведчик.
Конструкция была упрощенной и выполнена из дерева. Машина получилась удачной, приятной в пилотаже и
неприхотливой в эксплуатации.
Aviatik (Berg) D I по своим характеристикам превосходил «альбатросы» (немецкий истребитель-биплан) того времени
и был очень популярен
среди летчиков. Выпускался на разных заводах:
серии 38, 138, 238, 338 (завод Werke Wien Stadlau)
серии 84, 184, 284 и 384 (завод Wiener Karosserie und Flugzeugfabrik)
серия 115 (завод Lohnerwerke GmbH)
серия 92 (завод Ungarische Allgemeine Maschinenfabrik)
Самолеты этих серий были одинаковой конструкции и отличались друг от друга винтомоторными группами
(мощность двигателя составляла 185-225 л. с.) с сопутствующими изменениями капотов и оборудования.
Многие самолеты были оснащены четырехлопастным воздушным винтом, лопасти которых стояли под углом
70 или 100 градусов к друг другу. На некоторых самолетах перед козырьком пилота устанавливался
третий пулемет Schwarzlose (неподвижный), стрелявший вверх под углом над диском воздушного винта.
В 1916 году капитан Эдуардо Баррон (1888-1949) - испанский авиационный инженер и военный летчик, спроектировал
и построил разведывательный биплан «Дельта» с
двигателем Hispano-Suiza мощностью 140 л.с. Что действительно привлекло внимание к этому самолета,
так это пара вертикальных «ушей», расположенных на верхней плоскости. Баррон назвал их
балансировочными рулями или системой путевого управления. Балансировочные рули направления
дали биплану «Дельта» прозвище «Кролик».
Предположительно сброс балласта, фото Н. А. Шлилова, 1916 г.
Из письма Шилова:
... Погода стоит отменная, летняя. Ясная. Каждый день летают и наши, и гости... Цеппелин вышел на прогулку...
Я очень рад, что удалось быстро улизнуть со станции, там именно хорошая погода неприятна: ежедневно прилетают
немецкие птицы и посылают пренеприятные гостинцы – уже два раза чуть было не попали в наш вагон...
Добрался в вагон в отчаянную темень по случаю прогулки Цеппелина... Погода у нас все еще стоит сумрачная,
холодная и штормовая. Одно утешение: абсолютно не аэропланная и не цеппелинная.
Военнослужащие корпусного воздухоплавательного отряда у змейкового аэростата типа «Парсеваль».
Весна-лето 1916 года,
Барановичское направление,
Минская губерния
Хранение баллона в лесу.
Пулемет, приспособленный для стрельбы по аэропланам, разработка заведующего оружием 8-го Стрелкового полка.
Бакинское отделение Петроградской офицерской школы морской авиации.
Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации, 1915 г.
Группа офицеров Бакинской школы морской авиации, 1915 г.
В 1915 г. Бакинская авиашкола являлась отделением Петроградской школы авиации.
Воспоминания германского командира дирижаблей из книги "Zeppelins over England".
Капитан-лейтенант (гауптман ВВС) Хорст Юлиус Треуш фон Буттлар-Бранденфельс (1888-1962) - германский командир
дирижаблей времен Первой Мировой войны, фото 1918 г.
Наконец показался освещенный поворотный эллинг нашей базы, мы дружно грянули - ура! Я сбросил обороты двигателей,
до эллинга оставалось 150 метров.
Внезапно окружавшая нас темнота как будто взорвалась, в глаза ударил нестерпимо яркий сноп света! Тысяча чертей!
Прожектор! В самый ответственный момент! Краем глаза, сквозь режущий луч прожектора, замечаю опасно надвигающуюся
громаду эллинга. Кричу, что есть мочи:
«Резервный балласт – вон!!!»
«Оба задних мотора – полный вперед!!!»
«Руль высоты – подъем!!! Быстро!!!»
Все, от меня больше уже ничего не зависит. Сердце рухнуло вниз, дыхание перехватило, я съежился, ожидая
неминуемого столкновения. Эллинг вырос до неимоверных размеров и… стал медленно уходить вниз. Я шумно выдохнул
– пронесло! Проклятый прожектор, он не отпускает нас и теперь. Какая сволочь его установила? Почему не
проинструктирован расчет? Придется заходить на посадку еще раз, без резервного балласта и с прожектором в лицо!
Проклятье!
Вдруг луч прожектора исчез, и нас поглотила непроглядная темнота. Ни одного огонька. Идиоты, хоть бы кто-нибудь
догадался подсветить место посадки. Где этот дурацкий прожектор? Час от часу не легче! Вот теперь нужно светить,
дать нам вертикальный луч для ориентира! Короче, базу мы опять потеряли.
Смотрю на часы, после ухода от столкновения с эллингом прошло около пяти минут, и пытаюсь сообразить, как
проложить курс на базу. По моим прикидкам она находилась на юго-востоке. Даю команду рулевому взять курс
на юго-восток. Прусс корректирует дифферент корабля – последствие сброса балласта, все сосредоточены.
Внезапно корабль сотрясает сильнейший удар. Лечу вместе со штурманом и рулевыми на моторную переборку, за нами
несутся штурманский стол, компас и другие предметы гондолы. Раздается жуткий треск и грохот ломающихся
конструктивных элементов корабля, гаснет освещение. Гондолу бросило несколько раз из стороны в сторону и все стихло.
Затаив дыхание, несколько мгновений лежу на полу, пытаюсь пошевелиться, затем медленно встаю на ноги,
окликаю штурмана и рулевых. Все живы, слава Богу! Даю команду вырубить моторы, осмотреться и выяснить судьбу
экипажа. Интересно, пробиты баллоны с газом? На лицо реальная возможность сгореть заживо.
В голове одна мысль - с чем столкнулись? С трубой газодобывающего завода? На ощупь пробираюсь к носу гондолы.
Внизу слышится характерный звук, напоминающий треск ломающихся деревьев. Рука натыкается на что-то, свисающее у
меня на пути. Сосновая ветка! Хвала Богу, это не труба завода!
Стали поступать первые доклады от остальных членов экипажа. Все на месте, кроме курсового рулевого Лаппа.
У нас один раненый. Механик за несколько мгновений до аварии высунулся из гондолы, чтобы осмотреться, и теперь
его тело, утыканное сосновыми ветками, напоминало дикобраза. К счастью, серьезных ран не было. В последствии,
этот случай стал непременным предметом дружеских шуток.
Решаю, прежде всего, оценить ситуацию с кораблем, а затем начать поиск пропавшего. Еще не известно, чем все
это может закончиться, наша жизнь по-прежнему висит на волоске.
С носа корабля сообщают, что мы обрушились на лес, вокруг торчат стволы огромных деревьев. Решаю на всякий
случай освободить носовые газовые баллоны, и открываю клапаны. Было слышно, как водород стал стравливаться
в атмосферу. Тяжелея, нос корабля все глубже опускался в лес. Я приказал выбросить якорь и послал вниз двух
человек, чтобы они его закрепили. Не хватало, чтобы нас сорвало ветром и унесло.
Не успели, посланные вниз, спуститься, как я заметил на земле мерцающий огонек фонарика. Обрадовавшись живому
существу, я крикнул:
«Эй, приятель! Вы можете сказать, где мы находимся?»
Снизу послышался короткий ответ:
«В лесу!»
«Мы это уже заметили, дружище!»
Пришлось задать уточняющий вопрос:
«Откуда Вы пришли?»
Последовал четкий доклад:
«Из хвостовой гондолы, господин старший лейтенант!»
Все вокруг повалились от смеха. Я оглянулся на заднюю гондолу, она висела в воздухе на высоте 10-12 метров.
И как механик Штиллер – это был он – оказался на земле?
Между тем, спустившимся удалось закрепить якорь, теперь можно было немного расслабиться. Посылаю вниз
вахтенного офицера, чтобы он проверил швартовку, осмотрел корабль и поговорил с людьми из близлежащих
населенных пунктов, которые уже стали собираться вокруг корабля. Вахтенный быстро разобрался в ситуации.
Мы сидели в лесу примерно на 30 метров своей длины. Нам в очередной раз повезло - нос корабля сел
точно на поляну.
Дирижабль в грозе.
Молнии становились сильнее и многочисленнее. Возле нас низринулась к земле исполинская шаровая молния,
в гондоле стало светло как днем, весь корабль был освещен... Небо мерцало светло-зелеными всполохами.
В следующее мгновение нас поглотила ночь. Мы пошли сквозь фиолетовый свет…
Вновь темнота ослепила наши глаза. Шесть, семь молний исполинскими полипами бешено заветвились по небу.
Громовые раскаты со всех сторон, тысячи огней. И среди них наполненный водородом корабль! Вновь ужасные
порывы ветра, весь корабль содрогается.
Через переговорную трубу поступило донесение с платформы:
«Мушки пулеметов горят!»
Я ровным счетом ничего не понимаю и посылаю наверх вахтенного офицера Шиллера.
Произошло нечто невиданное: мушки пулеметов излучали голубое пламя, матросские шапки были окружены
сияющими нимбами, как на изображениях святых. На пулеметах зажглись огни святого Эльма, проволочные
каркасы матросских фуражек также испускали сияние. Я далеко высунулся из окна гондолы и увидел, что мы
шли через фиолетовое облако. Мы сами излучали электричество, весь корабль представлял собой исполинское
астральное тело. Когда я вернулся обратно внутрь гондолы и взял лежащий на карте циркуль, то получил
разряд, даже циркуль был заряжен электричеством.
Перед нами внезапно выросла сплошная стена молний - каждую секунду сотни молний.
И мы должны пройти через эту стену! Я передал мотористам:
«Если хоть один мотор откажет, для нас наступит конец».
Моторы не сдали, они работали без остановки, и мы были спасены от грозы. Однако порывы ветра все
еще были ужасными. Весь корпус корабля содрогался и стонал. Это был настоящий ад! Кораблю удалось
пробиться через шторм, и он благополучно приземлился в Нордхольце.
Русские фотокорреспонденты ПМВ.
Штабс-капитан Георгий Андреевич Сигсон - фотограф
Гроховского 182-го пехотного полка
Георгий - потомственный фотограф, фиксировал жизнь полка: смотры, парады, выезды на учения, отъезд на фронт.
Снимки Сигсона интеллигентно сдержаны, камера избегает мало-мальски шокирующих деталей. Сигсон чаще фотографирует
офицеров, представителей полкового и дивизионных штабов.
Рядовой Василий Мелехин - фотограф
Гроховского 182-го пехотного полка
на мотоцикле «Харлей-Дэвидсон».
Благодаря его снимкам до нашеих дней сохранилась фотолетопись полка. В руки Василия попали фотографии,
отобранные у пленного австрийца, а с ними возможно и камера. Мелехин чаще всего обращает объектив на
таких же как он, рядовых солдат.
Литература.
Фотолетопись Гроховского 182-го пехотного полка.
Фотографы штабс-капитан Георгий Сигсон (потомственный фотограф), рядовой Василий Мелехин
(предположительно снимки делал камерой отобраной у пленного австрийца).
Скачать
Собрания Рыбинского музея-заповедника, Национального музея Республики Коми, Костромского музея-заповедника
Хэддоу Г. В., Питер М. Грош "Немецкие гиганты: история R-plan 1914-1919." Лондон, Патнэм, 1962 г.
Материалы по теме.
Штурм Зеленых гор под Плевной.
Европейский ТВД Турецкой войны 1877-1878 гг.
Азиатский театр Турецкой войны 1877-1878 гг.
История Российской империи в медалях.