Кругосветное путешествие Крузенштерна.

Медаль Кругосветка 1803-1806 Русская кругосветная экспедиция Крузенштерна 1803-1806 гг.
 
Медаль «За путешествие кругом света»
2500 руб.
 
Копия, штамп, бронза, серебрение
По вопросу приобретения экземпляра без покрытия свяжитесь через форму обратной связи
Вернутся в каталог

Варианты доставки:

  • Почта России 1-й класс (предоплата, наложенный платеж)
  • CDEK (оплата доставки при получении, предоплата, наложенный платеж)

Для уточнения стоимости отправки в другие страны свяжитесь через форму обратной связи.

Описание медали.

 

Государственная награда Российской империи, которой награждались моряки, участвовавшие в кругосветной экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна (на начало экспедиции капитан-лейтенант, впоследствии адмирал русского флота) и Юрия Федоровича Лисянского (на начало экспедиции капитан-лейтенант, с 1809 г. капитан 1-го ранга).

В 1806 г. 15 августа император Александр I учредил медаль «За путешествие кругом света 1803-1806». Повеление об учреждении медали далее было сообщено министром коммерции министру финансов. Медаль была предназначена для участников первого русского кругосветного плавания на кораблях «Надежда» и «Нева». Известно о награждении матросов шлюпа «Нева», но нет сведений о награждении матросов с «Надежды». Медаль имела необычную восьмиугольную форму и была сделана из серебра. Размеры медали 40×30 мм.

На лицевой стороне медали изображён портрет Александра I в мундире Преображенского полка. Под обрезом изображения подпись медальера: «В.безбородной р.», что означало - В. Безбородный резал. На оборотной стороне медали в овальном картуше изображён корабль, плывущий по морю. Вокруг корабля в овале надпись: «ЗА ПУТЕШЕСТВІЕ КРУГОМЪ СВѢТА». Сверху и снизу даты путешествия «1803» и «1806». Справа внизу подпись медальера «C. Leberecht f», что означало - Карл Леберехт исполнил. По периметру с обеих сторон ряд мелких бус. Медали чеканили на Санкт-Петербургском монетном дворе, известно о изготовлении и выдаче награждённым 32 медалей.

Медаль имела ушко для крепления к ленте. Носить медаль следовало на груди на Андреевской ленте.

Причины и цели экспедиции.

Поводом к кругосветному плаванью стали чрезвычайные трудности при снабжении колонии Российско-американской компании. Доставка хлеба, вина и прочего производилось сухим путем через Якутск и Охотск, что приводило к беспрецедентному росту цены перевозимого товара. В Охотске невозможно было купить муки дешевле 5 рублей за пуд (16 кг), а ведро горячего вина доходило в цене до 25-ти, и даже до 50-ти рублей. Сообщение из Охотска с колониями было не менее затруднительно и не надежно.

Капитан-лейтенант Крузенштерн составил для компании план морского сообщения, чтобы избежать сухопутной доставки. Морской путь был одобрен министром морских сил адмиралом Мордвиновым и министром коммерции графом Румянцевым Николаем Петровичем. Предполагалось отправлять необходимые припасы в колонии морем из Кронштадта, чтобы на обратном пути выменивать часть товаров в Кантоне на китайские товары, который в свою очередь продавать в России с большой выгодой.

Для осуществления экспедиции в Лондоне были куплены два корабля, стоившие компании вместе с медной обшивкой и текущим ремонтом 22 000 фунтов стерлингов (150 000 рублей серебром). Один корабль был назван «Надежда», а другой «Нева». Командирами кораблей были назначены капитан-лейтенанты Крузенштерн и Лисянский. Правительство содействовало предприятию и выделило компании кредит 250 000 рублей на 8 лет под 5 процентов.

Вместе с тем было отправлено чрезвычайное посольство в Японию для открытия торговых отношений. Послом назначен действительный статский советник Резанов, в звании камергера Двора Его Величества. Кроме богатых подарков для наиболее влиятельных лиц Японии, на борт взяли несколько японцев, потерпевших кораблекрушение в 1793 году близ Андреяновских островов и находившихся в Иркутске. Так как возвращение в Россию корабля «Надежда», на котором находился Резанов, могло замедлится в связи с дипломатической миссией в Японии, то все издержки в продолжении плаванья корабля были приняты на счет правительства.

Пользуясь благоприятным случаем обогатить научные знания император Александр I пригласил к участию в путешествии многих ученых на выгодных условиях. В числе приглашенных были Тилезиус - естествоиспытатель из Лейпцига, астроном Хорнер из Гамбурга, Лангсдорф - профессор Гёттингенского университета.

Корабли отплыли с Кронштадского рейда 26 июля 1803 г., достигли Фалмута (Англия) 15 сентября и оставались там до 23-го. К 8 октября корабли прибыли к острову Тенерифе, к берегам Бразилии - 9 декабря. На «Неве» обветшали мачты, поэтому Крузенштерн оставался в Бразилии более 40 дней, пока изготавливались новые. С якоря снялись 23 января 1804 г. и направились к югу, обогнули мы Горн и 20 февраля вошли в Южный океан. Из-за бурных ветров и пасмурной погоды корабли разделились. «Надежда» достигла острова Нуку-Хива (Маркизские острова) 25 апреля, спустя 3 дня туда же прибыла «Нева». Дальнейший путь корабли проделали вместе и по достижению Оваиги (русское название Гавайских островов в 19 веке) 26 мая разделились: Лисянский на «Неве» остался у Сандвичевых островов (английское название Гавайских островов в 19 веке), а Крузенштерн продолжил плаванье к берегам Камчатки и стал на якорь в Петропавловской гавани 3 июля.

Прибытие «Надежды» благоприятно отразилось на ценах полуострова:
кизлярская водка упала в цене с 20 рублей до 6 рублей за штоф (1 штоф = 1,23 л)
сахар с 7 рублей до 1,5 рублей за фунт (1 фунт = 453,6 г)
Цены на другие товары также значительно упали.

25 августа Крузенштерн и Резанов на корабле «Надежда» отправились в Японию, а в это время Лисянский отплыл от Гавайских островов к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк. Претерпев три жестоких шторма капитан Крузенштерн прибыл в Нагасаки 26 сентября и оставался там до 6 апреля 1805 г., занимаясь определением географического расположения города и метеорологическими наблюдениями.

Посольство в Японию не имело успеха. Японцы встретили русских недоверчиво и отказали посланнику в необходимых удобствах жизни. День за днем шел в ожидании комиссаров от японского правительства и, наконец, дело кончилось тем, что японцы не приняли подарков и отказались вести дальнейшие переговоры. Оставив негостеприимные берега Японии, Крузенштерн пошел Японским морем, определил координаты многих морских пунктов и 24 мая возвратился в Петропавловский порт. 23 июня «Надежда» вновь вышла в море для окончания описи берегов острова Сахалина и 18 августа снова вернулась в Петропавловск. Ремонт корабля задержал Крузенштерна до 23 сентября.

На пути к китайским берегам Крузенштерн выдержал несколько штормов и 8 ноября пришел в Макао (Китай). 21 ноября «Надежда» приготовилась к выходу в море, и в этот день к ней присоединилась «Нева» с богатым грузом пушных товаров.
Капитан Лисянский достиг острова Кадьяк (южное побережье Аляски) в начале сентября 1804 г. и предпринял вылазку на остров Ситха, но был отбит дикими колошами. Вторая вылазка была удачной: аборигены усмирены, заложен укрепленный порт Новоархангельский. В августе 1805 г. Лисянский вышел с богатым грузом пушных товаров в Китай, где часть мехов была выгодно продана. Прибыв в Макао Лисянский встретил «Надежду» с Крузенштерном.

28 января 1806 г. русские корабли отплыли от китайских берегов, 3 апреля разлучились в густом тумане. Лисянский обогнул мыс Доброй Надежды и, не заходя на остров Св. Елены взял курс на Англию. Спустя 168 дней 4 июля Лисянский достиг Англии и возвратился в Кронштадт 12 июля.

Крузенштерн посетил остров Св. Елены 22 апреля и узнал там о разрыве России и Франции. Избегая встречи с французскими крейсерами, «Надежда» обошла вокруг Шотландии и прибыла к Копенгагену 21 июля и оттуда вернулась в Кронштадт 7 августа.

Первое кругосветное плаванье русских моряков продолжалось 3 года. За все время экспедиции на обоих кораблях никто не умер, да и больных было очень мало. Экспедиция Крузенштерна обогатила науку многими открытиями и исследованиями малоизвестных стран и была описана в сочинении: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805, и 1606 годах, на кораблях Надежда и Нева, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна, Санкт-Петербург, 1809 г.». Сочинение переведено и издано на английском, французском, немецком, голландском, шведском, датском и итальянском языках.

Император Александр I щедро наградил всех участников экспедиции. Все офицеры были произведены в следующие чины. Командиры кораблей получили по ордену Св. Владимира 3-й степени и по 3000 рублей пенсии. Капитан Лисянский получил единовременную выплату в размере 10 000 рублей от Российско-Американской компании, а экипаж корабля поднес ему золотую шпагу с надписью:
«Благодарность команды корабля Нева».
Лейтенантам пожалована пенсия по 1000 рублей, а мичманам – 800 рублей. Иностранные ученые награждены пенсиями в 300 червонных (золотая монета номиналом 10 рублей, весом 3,47 г и пробой 986, впоследствии сниженной до 916). Нижние чины выпущены в отставку с пенсией от 50 до 75 рублей.

Посольство в Китай, отправленное в 1805 г., успеха не имело. Русский посол граф Головкин прибыл в Угру и был встречен тамошними областными начальниками с предложениями, не совместимыми с достоинством представителя великой державы, что вынудило его возвратится в Иркутск. Тем не менее состоявшие при посольстве ученые не подавались праздности. Адъюнкт Редовский совершил поездку в Охотск для исследования территории между рекой Лена, Байкалом и Охотским заливом. Адъюнкт Клапрот изучил Китай по туземным источникам. Академик Шуберт определил географическое положение многих пунктов.

В первые четыре года царствования императора Александра I Цензурный устав ограждал от произвола произведения науки и искусства. Согласно положения об устройстве учебных заведений на всем пространстве Российской империи преобразованы три и учреждены два новых университета, основано три высших училища, 26 гимназий и 80 уездных училищ. Науки и художества щедро финансировались, предприняты путешествия, обогатившие науку многими сведениями. В русском народе проявилась жажда образования – залог будущих успехов. Богатые приносили щедрые субсидии, прочие возлагали с усердием свою лепту на алтарь народного просвещения.

Литература.

Богданович Модест Иванович «История царствования императора Александра I и России в его время», том I, типография Ф. Сушинского, Санкт-Петербург, 1869 г.