Морские сражения Северной войны.
Описание флота стран участниц Северной войны.
Шведский флот.
К началу Северной войны шведы немало поработали над развитием своего флота. Особенно важным оказались работы в области так называемой
«морской стратегии мирного времени». В ходе проведения морских операций неоднократно сказывалось неудобство слишком северного расположения
главных баз флота Даларё и Стокгольма. Весной шведские корабли из-за льда могли выйти в море позже, чем флота вероятных противников,
осенью они должны были возвращаться раньше. Во время боевых операций эти базы были слишком удалены от главного театра войны, т. е.
южной части Балтийского моря, а также и от защищаемого флотом померанского побережья. Кроме того, входы и выходы из Стокгольма
для парусных судов были очень затруднительны.
Шведам пришлось создавать новый военный порт на юге; после долгих размышлений они остановились на выборе острова Трутс, на котором
основали военный порт и верфь Карлскрону. Уже в начале 80-х годов 17 века там был спущен первый большой корабль; фортификационные работы
подвигались значительно медленнее.
Личный состав шведского флота состоял из 10 адмиралов, 200 офицеров и 10000 чел. команды; из них 1600 чел. постоянного кадра.
Шведы улучшили свою своеобразную систему наборов рекрутов; многие деревни, поставлявшие раньше всадников, теперь должны были поставлять матросов.
Производившиеся время от времени мобилизации эскадр значительно поднимали степень боевой подготовки личного состава; так, например, в 1690 г.
для поддержки Нидерландов была отправлена в Готенбург эскадра из 10 линейных кораблей. Для конвоирования нередко вооружались специальные корабли.
Были введены новые инструкции и уставы для упорядочения службы. Характерен новый закон, по которому офицерам и командам, захватившим приз,
разрешалось грабить имущество неприятельских офицеров и команды состоявших с ними в равных чинах; лишь после этого корабль переходил в
собственность государства.
Лоцманская часть была значительно улучшена; был произведен ряд промеров, но новые карты пока еще оставались государственной тайной. С великими
морскими державами шведы заключили договоры относительно контрабанды; уже тогда был установлен принцип, что флаг прикрывает груз.
Кальмарская и Рижская верфи работали так усердно, что к 1648 г. было готово 30 линейных кораблей и 10 фрегатов; с того времени Карлскрона
ежегодно поставляла два-три новых корабля. В конце столетия в Готенбурге была устроена небольшая верфь.
Линейные корабли строились с 50 пушками и более; в нижних батареях устанавливались 18-фунтовые орудия. Корабли эти имели очень полные
обводы, ибо шведы считали, что длинные корабли труднее управляемы, а элементу быстроходности они не придавали большого значения.
Шведские корабли внутри имели очень ограниченное место для размещения команд и обслуживания орудий и такелажа; для боевых припасов и
провианта было оставлено минимальное количество места. Суда очень кренились даже при свежем бризе и были так валки, что в небольшую
сравнительно волну приходилось задраивать порты нижнего дека.
Орудия, как и во всех прочих флотах, были весьма разного калибра, даже в одном деке, что значительно усложняло действия во время боя. В 1700 г.
шведский флот насчитывал 42 линейных корабля и 12 фрегатов с 13 000 чел. команды. Коммерческий флот состоял из 900 судов, которые могли
быть перевооружены для военных целей.
В 1709 шведский флот насчитывал 48 линейных кораблей и 11 фрегатов, из них 7 линейных кораблей и 8 фрегатов находилось в Готенбурге;
верфи Карлскроны и Готенбурга были расширены, число команды увеличено на 3000 человек.
Датский флот.
Датский флот к началу Северной войны был на большой высоте; его, как любимое оружие страны, всячески старались развить в течение двух
последующих десятилетий. Адмирал Нильс Юэль умер в 1697 г.; через два года скончался его король Христиан V, после которого вступил на престол
Фредерик IV; последний назначил родного сына Христиана V, 22-летнего графа Гелденлеве, генерал-адмиралом; при нем состоял в качестве
советника барон Иенс Юэль.
Датский флот обладал отличным офицерским составом; чины и списки старшинства были установлены в 1686 г. Не дворяне допускались в офицеры
флота уже в течение более 20 лет. Если морские кадеты не находили себе применения на службе на военном флоте, их командировали на коммерческие
суда для дальнейшего усовершенствования в морском деле. Иностранцев во флот больше не принимали. Правильно организованное морское училище -
наподобие основанных Людовиком XIV в 1689 г. в Бресте, Рошфоре и Тулоне, было основано лишь в 1701 г. Навигационные школы и распространение
книг по различным отраслям морской службы много способствовали развитию личного состава.
Назначение на суда морских солдат подняло дисциплину; весьма полезно отразилось на здоровье команды введение точной номенклатуры питания. В английском
флоте это было сделано лишь в XX столетии. В 1700 г. в датском флоте было свыше 700 офицеров, в числе их 6 флагманов и 24 морских кадет; постоянный
кадр команд состоял из 5000 чел., не считая морских солдат.
Флот дважды был мобилизован, что очень способствовало его усилению. В 1683 г., когда Швеция и Голландия заключили союз против Дании и Франции, под
командой Нильса Юэля было 40 линейных кораблей, из них 13 французских, 6 фрегатов (из них 2 французских), 8 брандеров (из них 4 французских); адмирал
де Превилл считал для себя честью плавать под начальством знаменитого датского адмирала во время его крейсерства в южной части Балтийского моря. Когда
в 1689 г. ожидались осложнения со Швецией, датчане мобилизовали 25 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 брандеров, также под командой Нильса Юэля; но до
войны дело не дошло.
В 1696 г. были сформированы две дивизии фрегатов, каждая под командой вице-адмирала для двухстороннего маневрирования; через два года Гелденлеве
приказал вооружить 8 кораблей специально для тактического маневрирования. Это был очень дешевый и практичный прием, не употреблявшийся в других флотах.
В Дании также перешли от эмпирического судостроения по моделям к научным методам; в 1690 г. 30-летний студент-математик Оле Юдикер был назначен
начальником кораблестроительной школы и корабельным конструктором. После удачной постройки большого 92-пушечного корабля «Данеброг» он был назначен
главным конструктором флота.
Насколько плохо прежде помещались судовые команды, можно видеть по следующим данным: третий флагманский корабль Нильса Юэля в сражении перед бухтой
Киеге в 1677 г. «Шарлотта-Амалия» был 141 фут длиной, имел 46 орудий и 450 человек команды; «Христиан V» был 174 фута длиной, имел 86 орудий и 670
человек команды. Лишь часть команды могла спать в подвесных койках, все остальные спали просто на палубе, в страшной тесноте; новые суда строились
повместительнее. В западных флотах этот вопрос обстоял совершенно также.
Датский флот в 1700 г. состоял из: 33 линейных кораблей (44-110 пушечных), 9 фрегатов (20-40 пушечных), 33 мелких судов (большинство специально для
шхер) и 27 судов береговой обороны (с 1200 орудиями). Общее число орудий достигало 2800; почти 1800 человек было необходимо для комплектования всех
судов флота. Верфь Копенгагена был расширена, а военная гавань углублена; постройка дока не могла быть закончена из-за технических условий, поэтому
большие корабли приходилось килевать (наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части; килевание производится до появления
киля над водой), к большому для них вреду. Первый док был закончен лишь в 1731 г.
Кроме оборудования небольших верфей в Глюкштаде и Христансанде, следует еще упомянуть об устройстве особого опорного пункта на маленьком островке
Христиансе северо-восточнее Борнхольма. Это был очень важный пункт для наблюдения за вновь построенным портом Карлскрона; он годился лишь для
маленьких судов, как станция для флота Христиансе был слишком мал. Построенные в 1683 г. укрепления поддерживались до 1856 г.; небольшому числу мелких
судов этот порт мог быть убежищем в навигационном и военном отношении.
В мирное время датским офицерам читались лекции по тактике, по инициативе генерал-адмирала графа Гелденлеве и адмирала фон Штокена; в те времена это
имело место лишь в датском флоте. К 1709 г. Датский флот разросся до 42 линейных кораблей и 11 фрегатов, нескольких трехдечных кораблей имело
до 110 орудий. Кроме того, в Норвегии находилось некоторое число галер и мелких судов. Кадровый состав команды состоял из 4500 человек,
офицерский из 10 адмиралов, 120 офицеров и 60 кадетов.
Русский флот.
В результате серии успешных
военных операций в Ингерманландии
Россия заняла прочное положение на Балтийском море. Петр Первый сумел его
закрепить, строившийся Санкт-Петербург был заселен, торговля насильно в нем сосредоточена.
Русский царь мог беспрепятственно приступить к созданию флота Балтийского моря. Олонецкая, а затем и Петербургская верфи вскоре начали
строить большие корабли. Благодаря усиленной постройке и покупке судов, молодой русский флот к весне 1705 г. достиг внушительной силы:
он состоял из 9 линейных кораблей и 20 мелких судов. В Петербурге вначале строили лишь маленькие суда, но вскоре перешли к галерам,
фрегатами и даже линейным кораблям.
Все стремления царя были сосредоточены на том, чтобы прочно укрепить за собою Петербург; там ежегодно над постройкой столицы работало до
40 тысяч человек. Торговля и судоходство быстро росли, ибо из Петербурга можно было два раза в год предпринимать плавания за границу и обратно.
С 1703 до 1709 года Петербургу лишь один раз угрожала серьезная опасность. Летом 1708 г. генерал Любекер, желая облегчить положение шведского
короля на юге, предпринял из Финляндии с 12-тысячным войском операцию против русской столицы. Но благодаря удавшейся русским военной хитрости,
он должен был спешно посадить вновь свои войска на корабли и вернуться в Финляндию.
В течении 5 лет шведский флот, презрительно смотревший на своего противника, лишь в 1705 году организовал небольшую экспедицию
против Петербурга, чтобы разрушить первый опорный пункт русских в Балтийском море. Непонятно, почему для этого не был использован весь
шведский флот. Адмирал Анкеншерна подошел с 7 линейными кораблями, 5 фрегатами и 10 небольшими судами к острову Котлин; через 3 месяца
он вернулся обратно, предприняв лишь незначительные десантные операции; он не рискнул напасть на стоявший на якоре близ крепостных
укреплений за боновыми заграждениям русский флот.
В течение следующих 4 лет были посылаемы такие же незначительные эскадры, причем шведы действовали так же нерешительно, как и в 1705 году.
Шведский флот даже не сумел воспрепятствовать постоянному подвозу в Петербург боевых припасов из-за границы.
У Петербурга шла гигантская работа по созданию военного и коммерческого флотов. Чтобы обеспечить себе строевой лес, царь издал строгие
законы касательно лесного промысла. Старый дуб поставлялся с Урала и из Казани, на что требовалось иногда до 3 лет. Стоимость дерева для
60-пушечного корабля доходила до 15 тысяч рублей, весь корабль стоил 75 тысяч рублей. Галеры строились из ели и сосны.
В Ревеле
была создана новая база для флота. В 1713-1714 гг. туда прибыли купленные в Англии и Гамбурге линейные корабли. Шведский флот не
препятствовал их плаванию. В конце апреля 1713 г. в море вышла большая галерная флотилия в составе 200 судов с 16 тысячами человек команды,
под командованием генерал-адмирала графа Апраксина. Царь служил под его начальством в чине контр-адмирала.
Начало 1714 г. ознаменовалось блестящими победами русского оружия в Финляндии. Корпус князя Голицына
численностью 8000 человек нанес сокрушительное поражение шведскому отряду генерала Армфельда при Вазе. Вся Финляндия была занята русскими
войсками, Гельсингфорс и Або взяты. Лишь теперь шведы перевели часть своего флота в Даларе, чтобы будущей
весной быть своевременно на месте. Русский линейный флот, в составе 14 судов под командой вице-адмирала Крюйса, сопровождал шхерные и
галерные флотилии. В июле им было застигнуто у Гогланда 3 шведских линейных корабля, которые немедленно бежали. Шведскому капитану, благодаря
ловкому маневру - он пошел через отмель - удалось уйти, шедшие за ним три русских корабля стали на мель и один был сожжен.
С наступлением весны 1714 г. Петр Первый вознамерился нанести удар шведскому флоту, спокойно зимовавшему
в гаванях Финляндии.
Между тем в Швеции давно не было известий от короля Карла XII, который после поражения в
Полтавской битве
укрылся
в Турции. Шведы провозгласили у себя республику и передали правление в руки сейма. Князь Голицын получил письмо
от шведского временного правительства с просьбой пропустить майора Адольфа Снольского в Петербург для исполнения
важного поручения. Для сопровождения майора Снольского и выявления военных приготовлений Швеции был назначен
поручик
Семеновского полка
Мишуков.
Сверх всякого ожидания доброжелательного приема Мишуков повсюду встречал препятствия и крайнюю подозрительность.
Мишукову удалось пробыть в расположении шведов всего три дня с 16 по 19 июня. За это время он обнаружил
эскадру адмирала Лилья из 6 кораблей в четырех милях от Наргена. Из разговоров с шведским экипажем удалось
выяснить, что у Гангута стоят главные силы под командой адмирала Ватранга в составе 13 кораблей, с
вооружением от 60 до 80 пушек. Эскадра Лильи проводит рекогносцировку расположения и сил русского флота.
По получению донесения Мишукова граф Апраксин взял с собой генерала Вейде, всех гвардейских штаб-офицеров и вышел
в море на шлюпках для ознакомления со шхерами и измерения глубин. В результате у мыса Гангута был обнаружен
шведский флот, проход к Гангуту был найден безопасным. Позиция шведского флота признана сильной, однако Петр
Первый решается пойти на прорыв, чтобы обеспечить успех сухопутных операций в Финляндии.
Флаги флота Петра Первого, фрагмент очерка П. И. Белавенца
Киевская таблица флагов.
Первый ряд: Штандарт российский, Первый флаг российский, Второй флаг российский, Третий флаг российский.
Второй ряд: Галерный
российский флаг, Торговый и всяких российских судов флаг, Гюйс российский, Адмиралтейский флаг.
В Государственном архиве мне посчастливилось найти собственноручную записку царя Петра Великого, не
датированную, но написанную приблизительно в это же время т.е. около 1709-1710 гг. Я прилагаю автографическую
копию с этой записки. В ней сначала описан Штандарт, затем три корабельных флага. 5-й пункт читается следующим
образом, сохраняя начертание по системе академика Бычкова.
Галерные такие как флаги только различие имеют, что не четвероугольное, но с двумя хвостами, из которых красное
здесь объявлено. И так флаги галерные бывают всех трех колеров, подобно корабельным, но только с косицами,
т.е. на «галерный манер.
В описываемое время суда флаги носили по своему флагману:
- отрядом командует контр-адмирал (или третий флагман) то все суда поднимали третий флаг - Красный;
- эскадру принимает в командование вице-адмирал то, суда поступающие под его непосредственное командование
поднимали Синие флаги или второго флагмана
- флотом командует сам Адмирал, то суда его дивизии поднимали Белые флаги.
Галерным флотом всегда командовал лишь контр-адмирал (или иначе шаутбенахт галерной), а потому на галерах
флаги могли быть только «красного колера с разрезом на галерный манер».
Присутствие Адмирала на галерном флоте, если он не принимал непосредственного командования над галерною
эскадрою, не меняло колер флагов - они оставались красными ибо их флагман (был обыкновенно) контр-адмирал,
а потому становится явна следующая заметка в делах графа Апраксина, не датированная, но подшитая к делам
1713 года под
заглавием: «Обзор или отчет баталии».
«Флагманам иметь флаги всем красные манером галерным, а для признания иметь вымпелы:
генерал-адмиралу - белый,
корабельному шаутбенахту - красный,
галерному шаутбенахту - без вымпела».
И так все галеры должны быть с красными галерными флагами, имея лишь отличительные вымпела, у генерал-адмирала
Апраксина - белый по цвету его корабельного флага.
Шаутбенахту корабельному, т.е. Самому Государю (ибо под этим чином был в данный момент только Он),
красный тоже по цвету его корабельного флага.
Оперативное деление Русского Военного Флота по Морскому Уставу 1720 года.
Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных вместе идущих, или стоящих,
как воинских, так и купецких. Флот военный аще многое число кораблей, разделяется на три главные или генеральные
Эшквадры;
первая Кордебаталия,
вторая Авангард,
третья Арьергард
и сии паки делятся, каждая на три партикулярные дивизии, яко следует.
Кордебаталии белого Флага, авангард белого Флага, арьергард белого Флага.
Кордебаталии синего Флага, авангард синего Флага, арьергард синего Флага.
Кордебаталии красного Флага, авангард красного Флага, арьергард красного Флага.
Если же меньшее число кораблей, то и Эшквадр меньше.
Командиры суть во флоте следующие:
Генерал Адмирал
Адмирал от синего Флага
Адмирал от красного Флага
Вице Адмиралы
Шаутбенахты
Капитаны Командоры.
И понеже имеем три флага, того ради командовать имеют по сему.
Генерал Адмирал всем Флотом и партикулярно Кордебаталией.
В его эшквадре три партикулярные дивизии.
Первая его Кордебаталия.
Вторая Вице-Адмирала от белого Флага, яко его Авангардия.
Третья Шаутбейнахта от белого же Флага, яко его Арьергардия.
Ежели когда сего чина Генерала Адмирала нет, тогда Адмирал от белого Флага сие место имеет.
Адмирал от синего Флага, имеет командовать Авангардией, также на три партикулярные дивизии раздробленной,
имея в тех же местах Вице Адмирала и Шаутбейнахта от синего Флага.
Адмирал от Красного Флага имеет командовать Арьергардией на столько же дивизий разделенной, имея также
Вице Адмирала и Шаутбейнахта от Красного Флага.
Капитаны Командоры, при числе полном Флагманов, Эшквадр не имеют; разве с какой частью посланы будут.
При недостатке Флагманов, вместо них Эшквадрами командуют.
Говоря современным языком: весь флот делится на три главные эскадры.
Первая эскадра, идущая под синим флагом, составляет авангард флота , т.е. передовые силы флота. Эскадра
делится на три дивизии.
Первая дивизия составляет авангард эскадры. Ею командует вице-адмирал эскадры.
Вторая дивизия составляет кордебаталию эскадры, т.е. главные силы эскадры.
Ею командует сам адмирал первой эскадры.
Третья дивизия составляет арьергард эскадры, т.е. силы прикрытия тыла эскадры. Ею командует шаутбенахт эскадры.
Вторая эскадра, идущая под белым флагом, составляет кордебаталию флота, т.е. главные силы флота. Она точно
также, как и первая эскадра делится на три части, с той лишь разницей, что кордебаталией второй эскадры
(второй дивизией) командует сам генерал-адмирал, который одновременно командует и всем флотом. Впрочем, если
он отсутствует, то назначается адмирал второй эскадры, который исполняет и обязанности Генерал-адмирала.
Третья эскадра, идущая под красным флагом составляет арьергард флота, т.е. силы прикрытия флота с тыла.
Состав этой эскадры аналогичен составу первой эскадры. Капитан-командоры командуют отдельными группами
кораблей, а при нехватке адмиралов замещают их.
Сражение у мыса Гангут.
К северу от Тверминдской губы полуостров Гангут сужается и образуется ровный перешеек около двух верст в ширину.
Петр Первый решает перетащить здесь несколько скампавей и напасть на шведский флот с Запада. Воспользовавшись
замешательством шведского флота от появления русских галер в тылу, царь планировал проскочить шведов с
основными силами.
Сражение у мыса Гангут.
Однако шведы быстро заметили маневр Петра. Эскадра Лильи в составе 14 кораблей вышла в море и полным ходом пошла
к Тверминне, адмирал Ватранг в составе 9 кораблей остался на прежнем месте. На западной стороне Гангута, напротив
перешейка встало 9 кораблей контр-адмирала Эреншельда. Шведы планировали расстрелять из орудий русский флот в
Тверминдской губе и не допустить переброски судов через перешеек.
Разделив эскадру, адмирал Ватранг уже не мог надежно запереть берега. Воспользовавшись штилем 26 июня Петр Первый
посылает отряд из 20 галер под командой капитана Змаевича пройти вдоль берега мимо кораблей Ватранга. Видя, что
предприятие удается, второй отряд в составе 15 галер пошел следом. Шведские корабли открыли жестокий огонь, но
русские галеры были вне досягаемости. Шведы подняли якоря, пытаясь подтащить корабли на гребных судах ближе
к берегу, но быстроходные галеры Петра без потерь обогнули мыс и отрезали отряд Эреншельда.
Генерал-адъютант Ягужинский отправился к шведскому адмиралу с предложением капитулировать,
грозя не щадить ни кого в случае отказа. Но Эреншельд отверг предложение и приготовился к бою.
Адмирал поставил шведские корабли полумесяцем для ведения эффективного огня по русским галерам. В авангард
русских кораблей были поставлены галеры с
Семеновским
и
Преображенским
полками.
Сражение у мыса Гангут, гравюра Маврикия Бакуа.
Абордажный бой галер Петра Первого с эскадрой Эреншельда.
В начале третьего часа по полудни русские галеры двинулись в бой. Подойдя к неприятелю на пистолетный выстрел,
авангард был встречен шквальным орудийным огнем. Все галеры получили повреждения. Быстро сократив расстояние,
гвардейцы Петра пошли на абордаж. В жестоком рукопашном бою практически весь экипаж шведских кораблей был
перебит. Из всей шведской эскадры уцелело 13 человек. Адмирал Эреншельд попал в плен. Раненый в руку и ногу
он упал за борт, но по счастливой случайности запутался в веревке и висел на половину в воде.
В силу безветрия остальные корабли шведов стали безучастными зрителями. После разгрома эскадры Эреншельда
шведский флот ушел от Гангута, открыв доступ русскому флоту к шхерам до Аландских островов. Страх перед русским распространился до столицы Швеции.
Поход в Данию, стоянка в Мекленбурге.
В 1715 г. поступили известия о намерении Швеции высадить десант в Курляндии (герцогство в западной части
современной Латвии). На усиление корпуса князя Репнина в Ревеле была направлена 1-ая дивизия в составе
Преображенского,
Семеновского,
Ингерманландского
и
Астраханского
полков. Дивизия прибыла в Ревель морем
на галерах к 8 мая. Также, по просьбам союзников, Петр Первый планировал возобновить военные действия
в Шведской Померании.
Генерал-аншеф Бутурлин Иван Иванович (1661-1738) - русский генерал из рода Бутурлиных, сподвижник
Петра Первого. Сын ближнего стольника, внук Андрея Васильевича Кривого, окольничего при царе
Алексее Михайловиче.
В 1687 году произведен в премьер-майоры Преображенского полка. В 1700 году генерал-майор, сражался под
Нарвой, отправлен был в Стокгольм военнопленным. В 1703 году неудачная попытка бежать из плена.
В 1710 году вернулся в Россию в результате обмена пленными. Принял участие в сухопутных сражениях
1711-1714 гг. против крымских татар и шведов. В 1713 г. присвоено звание генерал-лейтенанта. Принял
участие в морском сражении у Гангута.
Война со Швецией тянулась уже 15 лет. Скорейшее окончание ее Петр Первый видел в высадке морского десанта
на Шведские берега. Он приказал гвардейским полкам приготовиться к морскому походу в Данию. Было подготовлено
40 галер и 3 скамповеи (быстроходные галеры). Корабли построили сами гвардейцы на собственные средства.
Командиром эскадры галер был назначен генерал поручик Бутурлин.
Главному внимание было обращено заготовлению провианта на 2 месяца. Для предохранения его от порчи часть
его была обращена в сухари. На галеры была взята полковая артиллерия. На каждое судно поместили по одному
патронному ящику для орудий, ротные патронные ящики, палатки, пирамиды для ружей. Офицеры принялись
изучать статьи морского регламента, правила морских сигналов. Офицеры сухопутных полков приняли
командование судами, нижние чины сделались матросами.
Были выработаны правила в случае остановки эскадры у берега. Запрещалось отходить от галер более 200 шагов.
Ночевать на галерах и возле галер на берегу, в ночное время выставлять караулы на берегу по 5 человек от полка
под началом ефрейтора. За дровами для варки пищи отправлять команды под началом капралов. Обер-офицерам
испрашивать разрешения для отъезда на берег у штаб-офицеров, штаб-офицерам у начальника эскадры.
Эскадра вышла в море 10 апреля, взяв курс на Данциг (Гданьск). При подходе эскадры к городу 30 апреля
в городе поднялась паника. Жители, никогда не видевшие русских, закрыли все лавки и даже заперли город.
Эскадра остановилась в небольшой деревушке Ганс-Круг, провела ремонт и двинулась дальше к г. Росток
земли Мекленбург. Город Данциг, видя себя вне опасности, салютовал проходящим кораблям троекратным
пушечным выстрелом. Эскадра ответила городу тем же.
По пути к Ростоку гвардейская эскадра захватила три шведских галиота, шедшие с грузом меди, железа,
сукна и смолы. В конце июля поступили сведения о намерении Швеции напасть на Копенгаген. Эскадра взяла курс
на датскую столицу и 4 июля прошла между островами Фальстер и Лолланн. Из-за частых мелей и рифов в фарватере
галеры приходилось перегружать и перетаскивать. Благодаря помощи местных жителей работа шла быстро.
Датчане встретили русских как родных, угощали офицеров и солдат, ни за что не соглашались принимать
деньги. Русский флот прибыл в Копенгаген 6 июля.
Герцогство Мекленбург, Шведская Померания,Датское королевство
Для нанесения удара по Швеции в порту Копенгагена собрались эскадры русского, английского, голландского
и датского флота. Однако Ганноверское министерство выявило недоразумения в отношениях Англии и России.
Это поселило подозрения в датском правительстве и планируемая Петром Первым совместная высадка на берега
Швеции расстроилась. Русская эскадра ушла из Копенгагена в г. Росток, Мекленбург.
После того как опасность нападения Швеции миновала, отношение к русским солдатам ухудшилось.
Обыватели не давали жилья и провианта солдатам, затевались мелкие драки. Офицеры не могли добиться
толку в расследовании дел из-за незнания немецкого языка. Следственная комиссия, составленная из
депутатов полка и представителей местной власти, находила жалобы на местных обывателей справедливыми,
однако ее решения не улучшали условий постоя русских солдат.
Несмотря на отсутствие боевых действий и учений, солдаты редко сидели по домам.
Астраханский,
Преображенский
и
Семеновский
полки ходили в городские караулы. Полки заступали в караул по неделям, исходя из количества
батальонов в полку:
Преображенский полк 4 недели,
Семеновский полк 3 недели,
Астраханский полк 1 неделю.
Кроме этого Семеновский полк выделял батальон на обеспечении почты Гистров-Росток-Гольдберх для сообщения
с отрядом генерала Репнина.
Производился ремонт старых галер и постройка новых. Герцог Мекленбургский, планировавший сыграть свадьбу
с царевной Екатериной Ивановной, разрешил вырубать лес для этих целей в своих владениях и обязал местное
население предоставить необходимое количество подвод для его вывоза.
В июле 1717 г. эскадра получила приказ возвращаться в Ревель. Флотилия была построена в три колонны:
авангардную, кордебатальную, арьергардную. Семеновский полк был распределен между тремя флотилиями:
авангардная-245 чел,
кордебатальная-228 чел.,
арьергардная-1630 чел.
Петр Первый распределял гвардейцев
по флотилиям, зная по опыту сражений, что небольшая группа отважных и опытных гвардейцев увлекала за
собой в бой всех остальных.
Сражение при Гренгаме.
В ноябре 1718 г. король Карл XII был убит при осаде крепости Фредрикстен в Норвегии. Власть в Швеции приняла
его сестра королева Ульрика Элеонора. Заручившись поддержкой Англии на море, королева Элеонора прервала
переговоры о мире на Аландских островах. Весной 1720 г. Петр Первый вновь решился искать мира силой оружия.
К Ревелю были стянуты Ингерманландский, Астраханский и Киевский полк. Преображенский и Семеновский полки были вновь
посажены на галеры. Было взято провианта на 4 недели и все ротные ящики. Под командою лейб-гвардии майора Волкова
флотилия отправилась к Гельсингфорсу, где по слухам планировалась высадка шведского десанта под прикрытием
английского флота. Шли только днем, ночью становились у берега. Эскадра получила предписание остерегаться непогоды
и встречи с шведским флотом на пути к Гельсингфорсу.
В июле 9-го числа у острова Лемланд (Аландские острова) была замечена шведская эскадра. Предполагалось, что шведы
идут к берегам Финляндии. Гвардейская эскадра вышла из Гельсингфорса и направилась в Або (Турку). Для наблюдения
за шведской эскадрой к Лемланду был направлен авангард в составе трех рот Семеновского полка. Не дойдя до острова,
авангард натолкнулся на три шведских галеры с тремя шлюпками.
Явное превосходство шведов и отсутствие инструкций вынудило авангард отступать. При отходе одна из лодок села
на мель и ее пришлось оставить, забрав людей на галеры. Командующий флотилией князь Голицын Михаил Михайлович
отвел эскадру в гавань Фрисберг, желая заманить шведский флот.
Морское сражение при Гренгаме, гравюра Алексея Зубова.
Шведский флот, считая галеры своей верной добычей, ринулся в преследование и оказался среди шхер и мелей
близ острова Гренгам. С рассветом 27 июля русские галеры стремительно бросились на абордаж 4 фрегатов,
стоявших впереди эскадры. Капитаны фрегатов поняли свою ошибку и попытались отступить. Два фрегата в ходе
разворота для стрельбы сели на мель. Оставшиеся два фрегата распустили паруса и ринулись в море, но были
перехвачены галерами. Завязался двух часовой жестокий бой.
Победа была полная, трофеями достались 4 фрегата:
34-пушечный «Стор-Феникс»
30-пушечный «Венкер»
22-пушечный
«Кискин»
18-пушечный «Данск-Эрн»
в плен взято 407 человек экипажа. Потери Семеновского полка, участвовавшего
в сражении с начала до конца, составили:
убитыми: нижних чинов-27;
ранеными: обер-офицеров-3 (лейтенант Шетнев,
унтер-лейтенант Милюков, фендрик (лейб-гвардии прапорщик ) Воейков), нижних чинов – 58.
Петр Первый был так обрадован победе, произошедшей на фоне неблагоприятных политических событий в Швеции, что
привезшего известие о ней майора Семеновского полка Шипова произвел через чин в полковники. За воинский труд
и добрую команду царь пожаловал князю Голицыну золотую шпагу и трость, инкрустированную алмазами.
Все офицеры произведены в следующие чины и награждены золотыми медалями, а нижние чины – серебряными.
Штаб-офицеры получили золотые медали с цепями, обер-офицеры – без цепей; унтер-офицеры и урядники –
серебряные медали, а остальные рядовые – денежные награды.
Медаль За сражение при Гренгаме.
Носилась на не широкой голубой ленте, Андреевской. Золотые медали чеканились размером 41, 37, 27 мм,
серебрянные - 41 мм.
Гренгамский бой был последний удар, нанесенный шведским морским силам в ходе Северной войны. Он ускорил переговоры
о мире, который и был заключен в Ништадте 30 августа 1721 года.
Факторы победы в Северной войне.
В морской войне Петр Великий всегда действовал стратегически правильно; он оперировал очень осторожно со своими молодыми и неопытными морскими
силами; он их пускал в ход лишь тогда, когда можно было ожидать верных успехов; он защищал свой галерный флот линейным флотом, свои силы он всегда
держал сосредоточенными; он имел всегда перед глазами одну лишь свою великую цель - сохранить России прибалтийские провинции.
Швеция и Дания все время преследовали только второстепенные цели; никогда они не ставили себе первейшей задачей полное уничтожение неприятельских
морских сил; всегда они довольствовались частичными успехами, цепляясь лишь за второстепенные операции. Шведы и датчане надеялись победить
врага, захватывая его укрепленные пункты; на море дрались лишь тогда, когда без этого нельзя было обойтись. Морские бои служили лишь самозащитой,
они никогда не были самостоятельной или главной целью. Победителем считал себя тот, кто не был уничтожен. Вовсе не старались брать
или уничтожать неприятельские корабли, более интересовались захватом неприятельских областей. О борьбе за господство на море почти не думали.
Великая Северная война является поучительным примером того, ныне неоспоримого факта, что зависимость военных целей от политических значительно
выше в морской войне, чем в сухопутной. Деятельность Петра Великого ярко освещает это положение; мы часто видели, насколько морские силы
влияли на его решение.
К концу Северной войны русский флот насчитывал 48 линейных кораблей и несколько сотен мелких судов различных рангов. 28 тысяч человек
команды были подчинены 10 адмиралам, из коих много было иностранцев. С 1703 до 1722 гг. вступило в строй 80 линейных кораблей и 300 галер. Галеры
были разделены для удобства на дивизионы, имевшие свою особую окраску и номер на корме; число команды на большинстве из них доходило до 200 человек.
В состав галерного флота были включены финские лодки, с 80 чел. команды каждая. В 1716 г. Петр основал морскую академию, в которой обучалось
300 дворян, а в 1718 г. был основан яхт-клуб.
Форма морской армии Петра Первого.
Флагманы и офицеры флота 1690-1710 гг. худ. А. А. Тронь
Архангельский лоцман, начало 18 века, худ. А. А. Тронь
Военослужащий морской команды (справа) и матросы флота Петра Первого.
Личный состав морских команд был приравнян к гренадерам и носил синие чулки.
Морские солдаты Балтийского флота, 1710 г.
Форма матроса Петра Первого. Поиск экипажей для строящихся кораблей было нелегкой задачей, знающих людей не было.
Вербовали за границей не только офицеров, но и матросов. В 1715 году на русский флот проник костюм голандских матросов.
Узкий приталенный кафтан темного сукна со стоячим вортником, короткие штаны, башмаки. На голову одевалась шляпа
с высокой тульей и небольшими полями.
Матрос и корабельный унтер-офицер Петра Первого.
Слева направо: рядовой Выборной гренадерской роты корабельного флота 1708 г., рядовой морского полка 1706-1707 гг.
матрос в костюме голандских моряков.
Литература.
П. Дирин «История лейб-гвардии Семеновского полка», Санкт-Петербург, типография Эдуарда Гоппе,
Вознесенский проезд 53, 1883 г.
Штенцель Альфред «История войны на море в ее важнейших проявлениях с точки зрения морской тактики», типография Морского Министерства,
Санкт-Петербург, 1916-1918 в 5-ти томах.
П. И. Белавенц «Исторический очерк государственного царского и императорского штандарта-флага», 26 апреля 1910 года
Киевская таблица флагов по книге В. Я. Миланова и Н. Н. Семеновича "Флаги отечественного флота".
Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ. Напечатался
повелънiем ЦАРСКАГО ВЕЛIЧЕСТВА въ Санктъ-Пiтербургской Тiпографiи лъта Господня 1720 Апръля въ 13 день
Материалы по теме.
История Российской империи в медалях.