Смотрите в каталоге:
Описание знака.
|
Знак утвержден 22.11.1913 г.
|
Золотой двуглавый орел, увенчанный золотой Императорской короной. На груди орла серебряная цифра «100», обрамленная золотой лентой, покрытой эмалью красного цвета, с золотой надписью «5 БАТАРЕЯ 7 АРТИЛ. БР.». На хвост орла наложены две скрещенные пушки (левая - золотая, правая - вороненая), перевязанные золотой лентой в виде банта, покрытой эмалью белого цвета, с золотыми датами «1796» и «1896». На крыльях орла серебряные вензеля Императоров Павла I и Николая II, увенчанные серебряными Императорскими коронами.
|
Встречаются знаки с золотой лентой, покрытой эмалью красного цвета, с золотыми датами «1796» и «1896», и с пушками, перевязанными золотой лентой в виде банта, покрытой эмалью белого цвета, с золотыми датами «1812 - 1814» и «1904 - 1905».
|
Реформа артиллерии императором Павлом I.
Формирование бригад из артиллерийских полков Петра Первого.
5 батарея 7-й артиллерийской бригады ведет свое старшинство от артиллерийских подразделений, сформированных в ходе
реформы артиллерии 1796 г., проведенной по указанию императора Павла I. 29 ноября 1796 г. в русской артиллерии
было произведено переформирование подразделений.
5 артиллерийских полков, 3 осадных батальона и 5 конно-артиллерийских рот были преобразованы
в 10 батальонов пешей артиллерии, 1 батальон конной артиллерии, 3 батальона осадной артиллерии.
Батальоны имели в своем составе по 5 рот и оснащались всем необходимым, чтобы по востребованию выступить,
куда приказано будет.
Высочайшим приказом от 21 декабря 1796 г. упразднялась Канцелярия Главной Артиллерии и Фортификации и вместо
нее создавался Артиллерийский департамент как подчиненное подразделения Военной Коллегии. Этим приказом было
достигнуто окончательное объединение военного управления под властью Военной Коллегии.
Гвардейскую артиллерию, выезжавшую в боевые линии на фланги батальонов, именовали батальонной артиллерией.
Артиллерийские роты, остававшиеся на позициях, именовали батарейной артиллерией. Отсюда в артиллерии закрепилась
название «батарея».
Со времен реформы Павла I 1796 г. ведут старшинство 43 артиллерийских батареи и 2 артиллерийских парка
русской артиллерии. Выведенные из состава пехотных полков артиллерийские подразделения лишились своих знамен.
В 1806-1807 гг. для улучшения управления и обучения личного состава артиллерийские подразделения сводились в
бригады. Для обеспечения пехоты поддержкой артиллерии на поле боя пехотным полкам выделялась батарея из состава
бригады под командою артиллерийского офицера.
Форма в артиллерии Павла I.
Форма
Санкт-Петербургского легиона 1769-1775 гг.
Рядовой артиллерист, обер-офицеры: артиллерийский и инженерный, обер-квартирмейстер.
Военная форма во 2-ой половине 18 века имеет ряд отличительных особенностей. Как и в прежние времена, в
силу малой эффективности огнестрельного оружия на дальних расстояниях, военная форма больше отдает дань
военной моде, чем соответствует потребностям полевой жизни.
Форма окрашена в яркие цвета, чтобы полководец
мог легко определить местоположение полка на поле боя. В качестве головного убора используется треугольная
шляпа, поля которой обшиты тесьмой у нижних чинов, золотым галуном у офицерского состава. Офицерские
шляпы дополнительно украшены кистями. Личному составу обязательны к ношению пукли (парики) и галстуки.
Слева на мундире нашит одиночный погон (у барабанщиков погон располагался справа). Обувью в пехоте
продолжают служить башмаки и штиблеты. В обязательных атрибутах офицера вновь появляется трость.
При императоре Павле I артиллерия получила новую форму. В целях снижения заметности на поле боя вместо красных
мундиров артиллеристы получили темно-зеленые двубортные мундиры без воротников и лацканов, с обшлагами мундирного
цвета. Кстати лафеты орудий также сменили окраску с красного на зеленый. Обшлага и рукавные клапаны имели красную
выпушку, традиционный цвет для артиллерии со времен Петра Первого. Обшлага мундиров бомбардиров
(№1 и №2
орудийного расчета
) имели по верху золотой галун.
Подбой у мундира нижних чинов был красный каразейный (каразея – грубая редкая шерстяная ткань), у офицеров
красного стамеда (легкая шерстяная ткань). Рядовые и музыканты, не имеющие унтер-офицерского чина, имели
на левом плече красный суконный погон. У барабанщиков погон был расположен на правом плече.
На мундирах фейерверкеров (унтер-офицеры артиллерии) погон отсутствовал, обшлага, нарукавные клапаны, шляпа
обшивалась золотым галуном. Шляпы украшали черно-оранжевые кисти. Фейерверкеру были положены перчатки и трость.
Мундиры конных и пеших артиллеристов различались количеством пуговиц на бортах: в пешей артиллерии на правом
борту было 8, на левом – 6 пуговиц, в конной, соответственно, 8 и 10.
Камзол и штаны были палевого сукна, летом суконные штаны заменялись полотняными. Галстуки в пешей артиллерии
были красные с белой обшивкой по верхнему краю и тесемочными завязками. В конной артиллерии фурлейтам (солдатам
обоза) и мастеровым полагались галстуки драгунского образца из черного сукна.
Военнослужащий 7-й артиллерийской бригады царской армии.
На обороте надпись:
Милой Троице на память от На... Познакомьте племянницу ..... со мной, да смотрите, чтобы она моего носа
не испугалась. 23.04.1911.
Обувью в пеших ротах служили башмаки и штиблеты, в конной – драгунские ботфорты. Нижним чинам конной артиллерии
полагались перчатки с крагами. Шляпы нижних чинов в конной и пешей артиллерии обшивались белой тесьмой по краю
полей. Кисти на шляпах
канониров
и
бомбардиров
были из красной шерстяной нити. Шляпы фурлейтов и нестроевых чинов
были без кистей.
Офицерские шляпы имели золотой галун по краю полей и две кисти в углах шляпы из золотой канители. Офицерам
полагался белый полотняный галстук в пешей артиллерии и черный шелковый в конной. Борт и края карманных клапанов
камзола обшивался золотым галуном. Офицерский мундир шился из тонкого сукна, с вызолоченными выпуклыми пуговицами,
нашитыми также как у нижних чинов. Офицерам полагались перчатки, трости, суконный двубортный сюртук со
стамедным подбоем.
Трость, полагавшаяся унтер и обер офицерам, изготавливалась из светлого дерева и покрывалась лаком. Трость
расширялась от наконечника к костяному набалдашнику. Ниже наконечника имелось сквозное отверстие, отделанное
костью, для кожаного темляка. Наконечник трости латунный, с железным окончанием. Длина трости 92 см,
максимальная толщина 27 мм.
Музыканты имели форму аналогичную форме нижних чинов, но с расшивкой по рукавам и швам (кому полагалось) белым
басоном с черно-оранжевой змейкой. Фурлейты вместо мундира носили двубортный сюртук с пелериной из мундирного
сукна.
Лекари носили темно-зеленый кафтан с отложным воротником и разрезными обшлагами. Пуговицы серебряные, борта
и карманные клапана были обшиты серебряным галуном. Лекарям также полагались палевые штаны, кавалерийские
ботфорты со шпорами, черный галстук, шляпа с широким городчатым галуном, петлицей и черно-оранжевым бантом,
перчатки с крагами, трость и шпага без темляка.
Прочие полковые чины аудиторы, квартирмейстеры, офицеры фурштата (обоза) носили мундир аналогичный мундиру
лекаря, только с подбоем из красного стамеда.
Литература.
Юркевич Е. И. «Русский бог войны: исследования и источники по истории отечественной артиллерии», часть VI,
Milhist Info, Санкт-Петербург, 2020 г.
Материалы по теме.