Бой стрельцов с лейб-гвардией Петра Первого.
Петр Первый, по природе своей жаждущий знания и деятельности, хотел сам все видеть, все узнать и сработать.
Но для этого нужна была свобода, отсутствие этикета и полное инкогнито. В 1696 г. Петр отправляет делегацию
в составе генерала Головина, генерала Лефорта, думного дьяка Возницина к дворам: Габсбургскому, английскому,
датскому, римскому, Бранденбургскому, в Голандию и Венецию. Сам царь отправился в их свите под именем Петра
Михайлова. Управление государством в свое отсутствие Петр возложил на Нарышкина Льва Кирилловича, князя
Бориса Голицина и князя Петра Прозоровского. Москвой управлял князь Ромодановский Федор Юрьевич.
Стрелецкое войско было выдвинуто к литовское границе для действий против французской партии, желавшей
возвести на польский престол своего претендента.
Франц Яковлевич Лефорт - русский государственный и военный деятель женевского происхождения
и кальвинистского вероисповедания; российский генерал (1693), адмирал (1695). Сыграл крупную
роль в создании новой царской армии, обученной по европейскому образцу.
Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис, шотландец на службе России. Обладал зрелым умом, большими
военными познаниями, имел богатый боевой опыт, умел держать войсковые части
в строгой дисциплине, был распорядителен и храбр, но в то же время предусмотрителен,
осторожен и скромен. Свои военные практические знания поддерживал и освежал изучением
лучших военных сочинений по артиллерии, фортификации, устройству и образу действий войск
в различных государствах. Cтал «крестным отцом» российской гвардии, впервые применив этот
термин к петровским «потешным» полкам в своем Дневнике 8 августа 1689 года,
и многое сделал для их превращения в боеспособные регулярные части.
Незадолго до отъезда Петра вновь была вскрыта попытка покушения на его жизнь со стороны стрельцов. Все
преступники были казнены, а стрелецкие полки отстранены от караульной службы в Москве. Гарнизоном в Москве
встали верные Петру
Преображенский
и
Семеновский полки.
Невиданное ранее предприятие - отъезд царя за границу и удаление стрельцов из Москвы вызвали негативную реакцию
населения. Говорили, что царь сдружился с немцами, бросил страну на бояр, будет новая вера. Все это до предела
накалило непростые отношения между стрельцами и солдатами Петровских потешных полков. Все привыкли смотреть
так, что потешные - войско Петра, стрельцы - войско Софьи. В военных играх потешных полков враждебным войском
всегда были стрельцы какого-нибудь европейского монарха. Потешные считались представителями нового, имеющего
право жить, а стрельцы - отжившая старина.
Стрельцы, выставленные к литовской границе, тяготились непривычною службой. В отличие от регулярных полков
Петра, военная служба не была единственной их обязанностью. Стрельцы занимались ремеслами, держали лавки,
вели хозяйство и привыкли жить в столице, а не стоять гарнизоном на далеких границах. Поднялся новый бунт.
Стрельцы выбрали своих полковников, и 10 000 стрельцов бросили службу и двинулись к Москве. Отряд из 200
стрельцов обогнал основное войско в Великих Луках и явился к царевне Софье.
Совет бояр, оставленных Петром управлять государством в его отсутствие, решил выбить, если понадобится силою,
отряд стрельцов из Москвы. Поручение было возложено на
Семеновский полк. Вечером сотня семеновцев выдворила
стрельцов за заставу, но стрельцы особо не буянили. Те, кто противился, были до смерти забиты или схвачены
и отправлены в Сибирь. Высланные стрельцы вернулись к своим полкам с худыми вестями, поднялось волнение.
Стрелецкие полки двинулись на Москву.
Навстречу стрельцам из Москвы выдвинулся отряд генерала Шеина в составе 12 000 пехоты и кавалерии. В авангард
был назначен генерал Гордон, под начальство которого поступил
Семеновский полк.
Семеновский полк прибыл в
Москву из своего села и 17 июня встал на Ходынском поле. На следующий день прибыл генерал Шеин с войском,
и батальоном
Преображенского полка.
Семеновский полк закрепился в Воскресенском монастыре, и только успели
они зайти в ворота, как показались стрелецкие полки. Через два часа стрельцы подступили к монастырю, но
увидев его занятым, встали в поле на берегу реки Истры. Отряд Шеина занял позицию за монастырем.
Шеин направил стрельцам переговорщиков с увещеваниями, но стрельцы отвечали дерзко и настроены были решительно.
Тогда к рассвету 18 июня Гордон и Шеин разместили свои войска следующим образом. На правом фланге встал
Семеновский полк,
имея впереди себя, на возвышенности, артиллерию под командою полковника Гранжа. Центр обороны
заняли полки Гордона и Головина. В лесу на левом фланге разместились два батальона
Лефортова полка.
Главные
силы встали резервом за центром.
Стрельцы двинулись в атаку. По приказу Шеина первое ядро было пущено поверх голов наступающих, дабы одумались.
Но священники, шедшие впереди стрельцов с крестами, сказали, что это Божественное провидение, ни один выстрел
не причинит вреда стрельцам. Под барабанный бой с распущенными знаменами стрельцы яростно бросились на
правый фланг.
Грянул орудийный залп батареи Гранжа, ядра врезались в гущу стрельцов. Второй залп! И стрельцы охладили
наступательный пыл в крови своей. По приказу Гордона
Семеновский полк
бросился в атаку, солдаты беспощадно
рубили и кололи любого, кто попадался на штык или шпагу. Стрельцы, не видя спасения, стали бросать оружие,
падали на колени, моля о пощаде и обещая повиновение. Генерал Гордон приказал остановить бойню и
прекратил сражение. Обезоруженных стрельцов повели под конвоем в Москву. Здесь стрельцы вспомнили,
как наблюдали они игры потешных войск в селе Преображенском, видя в них лишь забаву молодого Петра Алексеевича.
А теперь убедились, что забавы те - их погибель.
Весть о мятеже прилетела Петру Первому в Краков. Петр вернулся в Москву 24 июня и на следующий день устроил
смотр войск, в числе которых был и
Семеновский полк,
главный виновник установившегося порядка. Участвовавшие
в усмирении стрельцов полки были щедро вознаграждены. Офицеры и нижние чины получили денежные награды,
было выплачено:
капитанам - 500 руб.
поручикам - 200 руб.
прапорщикам - 100 руб.
Стрелецкое войско становится преданьем старины. В 1699 году Петр Первый объявляет общий рекрутский набор
и начинает обучение новобранцев по образцу, заведённому в
Семеновском
и
Преображенском
полках. Одновременно
было набрано большое количество иноземных офицеров. Первый рекрутский набор дал 25 новых
пехотных полков
и 2 кавалерийских -
драгунских. Вся новонабранная армия
численностью 35-40 тысяч человек была разделена
на три «генеральства» (дивизии): А. М. Головина, А. А. Вейде и князя А. И. Репнина.
Стрельцы 17 века.
Урядник 1-го Выборного полка в зимнем цветном кафтане с нашивками, 1690-е гг., автор реконструкции
Роберто Паласиос-Фернандес.
Красный цвет в Московском государстве считался нарядным и почетным. Стрельцы 1-го Стремянного стрелецкого
полка (сопровождал государя при всех выездах из Кремля, исполнял функции эскорта) практически всю историю
своего существования носили кафтаны красного цвета.
В других, более чем в двадцати Московских стрелецких полках во второй половине XVII века встречались кафтаны,
пожалуй, всех цветов, кроме черного. 1-й и 2-й Выборные солдатские полки стали также одеваться к 1690-м гг.
в красные мундирные кафтаны. Так, в 1697 г. солдаты Лефортова полка, стоявшие в Кремле на Красном крыльце,
приняли за царевну Софью её постелничью боярыню Коптеву и решили ей пожаловаться на тяжелую жизнь. Та им
посочувствовала:
«Только де на вас, что красные кафтаны».
Тот же цвет был и у кафтанов 2-го Выборного полка, а на Крещенском параде 1699 г. они были в новых кафтанах,
о которых Корб в своих записках писал, что «яркий красный цвет новых мундиров давал этому полку нарядный вид».
Солдат Выборного полка 1690-1700 гг., художник Николай Зубков
Барабанщик и флейтщик 1-го Выборного солдатского полка.
На заднем плане - мушкетеры вторых и пикинеры первых тысяч московских солдатских полков.
Художник Роберто Паласиос-Фернандес.
В московских солдатских полках XVII в. музыканты делились на две категории.
Первые - это, как и в стрелецких приказах (полках), мальчишки 13-16 лет, «не вошедшие в возраст» настоящей
стрелецкой или солдатской службы. Они в основном управлялись с барабанами, дудками-сиповками и, peжe, флейтами.
Вторые - старшие музыканты и трубачи, вполне взрослые иноземцы.
Имеются все основания утверждать, что до декабря 1701 г., когда «и драгунам и солдатам и стрельцам...» было
указано:
«носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподное камзолы и штаны и сапоги и башмаки
и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах...»,
никто из вышеперечисленных военных в XVII в. не должен был носить западноевропейского платья.
Исключение составляли иноземцы, а особенно не крещеные в православие.
Ношение же иноземного платья русскими, а такие случаи имели место, включая и царя Алексея Михайловича в
молодости, были им же и пресечены 6 августа 1675 г. Тогда было повелено:
«стольникам и стряпчим и дворянам московским и жильцам... Свой государев указ сказать, чтобы они иноземных,
немецких и иных извычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, також и платья, кафтанов и
шапок с иноземских образцов не носили, и людям своим по томуж носить не велели...»
За ослушание полагалась опала и перевод в низшие чины.
Однако, при столь однозначном запрещении русским носить западную одежду, мы находим в последней четверти XVII в.
несколько упоминаний о немецком или голландском стиле одежды музыкантов выборных московских солдатских полков.
Уже в 1676 г. (всего через год после запретительного указа) бухарский посланник, обращаясь к московским дьякам,
«спрашивал про барабанщиков, что у солдат в немецком платье», и ему сказано, что «те солдатские барабанщики».
В этом источнике подразумевается отличие одетых по-немецки музыкантов от солдат в общепринятом на Москве
русском платье.
Создававший свой «потешный полк солдатского строя», будущий 3-й Выборный, Петр сохранил и особенность
солдатских музыкантов - немецкий костюм. Гордон, передавший всех 40 музыкантов своего полка Петру,
набрал новых, и в январе 1691 г. в списке солдат, которые угощались в праздники Пасхи и Богоявления,
значились:
«всего 854 унтер-офицеров и рядовых и 70 мальчиков в голландском платье»
В
Семеновском полку,
как части 3-го Выборного солдатского, при общем восточноевропейском стиле одежды немецкий костюм
музыкантов отмечался и в 1699 г. На Крещенском празднике 15 января, по описанию И. Г. Корба, перед
Семеновским полком
шли барабанщики-карлики в голубых немецких кафтанах. Возможно, Корб не понял, что это были дети,
или действительно в музыкантскую одежду нарядили карлов. Мальчиков-музыкантов набирали в 1690-х гг. и
в
Преображенцы.
Обычай экзотически одевать музыкантов был вполне общеевропейским. Пышно и замысловато, не очень-то заботясь
о регламентах, разукрашивали полковые командиры русской армии мундиры своих музыкантов и в последствии,
всю первую половину XVIII в.
Потешные полки Петра I.
Петр Первый доказал, что порой потехи царя могут превратиться в серьёзные структуры. 30 ноября 1683 года
он бросил клич, призывая желающих вступить в его «потешную дружину». Первым стал формироваться
Преображенский полк,
причём список солдат начался с конюха Сергея Бухвостова. Именно ему выпала честь стать пушкарём и первым
воином потешных войск царя Петра.
Как говорили о Бухвостове современники, он отличался скромностью и воздержанностью, не кичился своим званием
и не стремился щегольнуть удалью, хотя был очень силён и вынослив. Кстати, именно из-за прежней профессии
Бухвостова царевна Софья, сестра Петра, называла дружину брата «потешными конюхами».
Для учений молодых новобранцев на берегу Яузы была возведена «потешная» крепость. Несмотря на всю атмосферу
игры, которой были окружены эти манёвры, постепенно два «потешных» полка Петра перестали вызывать снисхождение
и надменные улыбки. Вместе с тем, как обретал силу сам царь, преображалось и его войско. В дальнейшем царская
дружина составила основу армии нового образца. Благодаря потехам юного Петра Первого появился первый образец
гвардии.
Военные игры действительно не были бесполезным времяпрепровождением воинов.
Под командованием царя его «потешные» воины сумели взять уже не тренировочные, а настоящие крепости.
Теперь противникам Петра было явно не до смеха. Кроме того, именно те самые юношеские «потехи» помогли
царю провести преобразования в армии.
Слева направо: драгун, солдат, стрелец, 1700-1703 гг., художник Николай Зубков.
Солдат полка Николая Балка (Новгордский пехотный), который в 1700 г. получил красные кафтаны. Так называемое
«венгерское платье», которое было типичным для Петровских войск до тех пор, пока в 1703-1704 гг. не появилось
обмундирование западноевропейского покроя. Комплекс вооружения и снаряжения включает голландскую фузею, суму
на перевязи, багинет и багинетный пояс. Шпаг в этот период пехота не носила.
Хотя московские стрельцы традиционно имели кафтаны отличительных цветов - разных оттенков красного, желтые,
синие, зеленые и даже белые - в качестве повседневной одежды на походе использовали так называемые носильные
кафтаны некрашеного сукна. Бердыш - характерное оружие стрельцов второй половины XVII в. - продолжали
использовать и в начале
Северной войны.
Фузея со «шкоцким замком» - такие импортировались в 1690-х гг. Несмотря на то, что стрельцы считались
пехотой старого типа, к этому времени они не носили фитильных мушкетов и зарядцев.
Дворяне в драгунском полку генерала Адама Адамовича Вейде (Московский драгунский) в феврале 1700 г. получили
деньги на покупку темно-зеленых кафтанов, красных шапок и кушаков. Лишь в 1706 г. драгуны стали получать
обмундирование централизованно; до тех пор драгуны снабжали себя мундиром самостоятельно, и нам не известны
какие-либо регламенты относительно цвета и кроя их кафтанов.
Образцы расцветок ротных знамен (знамя полка - белое) на основании описаний трофейных знамен, взятых шведами в
битве при Нарве. Источник Petrelli T.J. Narvatrofeer. Upsala-Stockholm, 1907 г.
Солдат полка Матвея Фливерка (зеленый кафтан), собрание Королевской Оружейной палаты, Стокгольм.
Офицер полка Николая Балка (красный кафтан). Реконструкция выполнена на основании портрета царевича Имеритинского
из серии «Портреты русских генералов, бывших в плену», Э. Бернер, 1702-1707 гг.
Литература.
П. Дирин «История лейб-гвардии Семеновского полка», Санкт-Петербург, типография Эдуарда Гоппе,
Вознесенский проезд 53, 1883 г.
Абрамов А. Польские кафтаны московских дворян // «Старый Цейхгауз». Российский военно-исторический журнал.
№ 54 (№ 4/2013)
Абрамов А. Одежда московской пехоты последней четверти XVII века // «Старый Цейхгауз». Российский
военно-исторический журнал. № 61 (№ 5/2014)
Абрамов А. Одежда московской пехоты последней четверти XVII века (2) // «Старый Цейхгауз».
Российский военно-исторический журнал. № 73 (№ 1/2017)
Материалы по теме.
История Российской империи в медалях.