Гвардейского флотского экипажа полк.
Придворные гребцы Петра Первого.
Морской Гвардейский экипаж ведет свое начало от команды придворных гребцов, появившихся еще при Петре Первом в
начале XVIII в. «Царские гребцы», не составлявшие тогда еще постоянной команды, участвовали в первых баталиях
Северной войны, взятии на Неве
крепостей Нотебург, Ниеншанц, пленении шведских кораблей, в том числе «Гедан»
и «Астрильд».
Морские солдаты Балтийского флота, 1710 г.
С перенесением столицы в Санкт-Петербург для плавания государя по Неве, рекам Мойке, Фонтанке
были определены специальные шлюпки и создана в 1708 г. команда гребцов, которая позднее получила
особую форму одежды. В течение XVIII в. изменялись количество и подчиненность придворных гребцов.
При Екатерине II их число достигло 160 человек, и они были разделены на Придворную яхтенскую команду и
Придворную гребецкую команду. В этот период гребцы обслуживали 6 яхт. При Павле I с 1797 г. обе команды
были вновь соединены и названы Придворной гребецкой командой придворных парусных судов, которая получила
военную организацию.
В XIX в. наступает новый этап в истории придворных гребцов. 16 февраля 1810 г. Александр I утвердил доклад
Комитета, созданного для разделения команд Морского ведомства, где говорилось об учреждении Гвардейского
Морского экипажа для обслуживания яхт и военных кораблей, на которых плавали члены императорской фамилии.
Он был сформирован из чинов Придворной яхтенской и гребецкой команды в составе 4 строевых рот, музыкантского
хора и артиллерийской команды общей численностью 434 человека. По легенде, его прообразом послужил французский
Гвардейский экипаж, который Александр I увидел во время встречи с Наполеоном в Тильзите в 1807 г.
Экипажу было дано знамя гвардейского пехотного образца, введено обучение нижних чинов строевой службе,
артиллерийскому делу. Чинам экипажа было увеличено жалованье и изменена форма: летняя, такая же, как у личного
состава флота, и зимняя - пехотная, похожая на форму сухопутных полков Гвардии. Личный состав был пополнен
переведенными за отличия из флота офицерами и лучшими нижними чинами.
Офицерский состав переводился сюда за
отличие по службе, так как при издании «Положения об экипаже» было принято, чтобы люди назначались туда как бы
в награду. При выборе офицеров и нижних чинов для службы окончательное решение по каждому кандидату принимал
государь. 6 января 1811 г. состоялся смотр экипажу, где он заслужил похвалу императора, а офицерам и матросам
были пожалованы награды.
Боевые операции Гвардейского экипажа.
Иван Петрович Карцов, 1769-1834, контр-адмирал, первый командир Гвардейского флотского экипажа, полководец Отечественной войны 1812 года.
Свое первое боевое крещение Гвардейский экипаж получил в грозную пору
Отечественной войны 1812 года. 23 февраля
1812 г. командир экипажа капитан 2-го ранга И. П. Карцов получил повеление о выступлении экипажа в поход в Вильну
в составе 2-й бригады 1-й гвардейской пехотной дивизии. Экипаж выступил из Санкт-Петербурга 2 марта вместе с
лейб-гвардии Егерским
и
лейб-гвардии Финляндским полками.
Артиллерийская команда выступила в поход 5 марта
вместе с лейб-гвардии Артиллерийской бригадой, в составе которой участвовала в боевых действиях в течение
всей войны. Часть офицеров и нижних чинов остались в Санкт-Петербурге и Твери для обслуживания императорских яхт.
Матрос Гвардейского экипажа 1812-1817 гг.
Для следования Гвардейского экипажа вместе с
лейб-гвардии Егерским полком
была назначена дорога через Гатчину,
Лугу, Порхов, Опочку, Себеж, Рамцы, Друю, Бреславль, Видзы, Свенцяны. Во время похода возникли трудности со
снабжением экипажа, так как Морское министерство считало его откомандированным в военное ведомство, а Военное
министерство заявляло, что он как морская часть не вошел в смету содержания войск, и отказывалось удовлетворить
требования И. П. Карцова. В окрестности Вильны экипаж прибыл 28 апреля. 29 апреля состоялся высочайший смотр гвардии
в Погулянах. Из строевого рапорта следует, что в это время в экипаже в строю находились 349 нижних чинов,
26 унтер-офицеров, 33 музыканта, 10 юнг при 14 офицерах и 3 классных чиновника.
По предписанию командира 1-й гвардейской пехотной дивизии А. П. Ермолова 2 июня три роты экипажа выступили
в поход к Дриссе для участия в работах по укреплению Дрисского лагеря. В распоряжение инженер - полковника
Манфреди в Неменчине была послана 2-я рота экипажа для постройки мостов в местечке Оржишки на р. Вилейке для
переправы отступавшего корпуса П.Х. Витгенштейна, а также через р. Вилию, по которым затем переправились обоз
всей русской армии, 4-й корпус под командованием П.А. Шувалова и 2-й корпус К.Ф. Багговута. Все мосты строились
из плотов, сделанных из бревен и досок с подведенными под них для плавучести бочками, а якорями служили корзины,
наполненные камнями. После постройки мостов команды экипажа продолжали оставаться около них для охраны переправы.
После решения об оставлении Дрисского лагеря 2 июля, экипаж обеспечивал переправу русской армии на правый берег
Двины, а затем вместе с понтонными ротами занимался разборкой мостов и уничтожением строительных материалов, которые
могли достаться французам. После этого, двигаясь в арьергарде 1-й Западной армии, команды экипажа уничтожали все,
что могло послужить для наведения переправ, а также разрушали на реках водяные мельницы, чтобы затруднить французам
заготовку муки.
Для переправы 1-й Западной армии у Витебска, состоявшейся 14-15 июля, экипажем были построены мосты
через Двину, которые после прохода войск были немедленно уничтожены. Небольшой отряд из 60 человек под
командованием мичманов Валуева и Лермонтова был оставлен на Двине для организации переправы в Дриссе и
Диене 2-го и 3-го кавалерийских корпусов.
Важным заданием для 3-й роты экипажа под командованием лейтенанта Титова была постройка совместно с понтонной
ротой мостов через Днепр, по которым переправилась 2-я Западная армия П. И. Багратиона для соединения с 1-й Западной
армией в Смоленске. В период
сражения под Смоленском
4-6 августа Гвардейский экипаж обеспечивал проход русских
войск по мостам через Днепр, а после этого осуществил подрыв мостов минами.
Бородинская битва.
Обер-офицер Гвардейского морского экипажа 1812-1815 гг.
На позиции у Бородина Гвардейский экипаж вместе с другими войсками участвовал в строительстве укреплений,
а во время сражения большая его часть находилась в резерве. Отряд из 30 человек охотников под командованием
мичмана М.Н. Лермонтова располагался вместе с 2-м батальоном
лейб-гвардии Егерского полка
в с. Бородино у
моста через р. Колочу. Им было поручено уничтожить мост, в случае прорыва неприятеля. Для этого на мосту
заготовили горючие материалы.
Рано утром 26 августа французская дивизия Дельзона начала наступление на Бородино.
Лейб-гвардии Егерский полк
около часа отражал натиск французов, но егеря были вынуждены отступить. Вслед за ними через мост перешел 106-й
линейный полк французов. В это время на помощь защитникам моста главнокомандующим 1-й Западной армией М.Б. Барклаем
де Толли были посланы 19-й и 21-й егерские полки. Вместе с ними в контратаку пошли и матросы Гвардейского экипажа.
Французы были отброшены за мост, 106-й полк французов понес большие потери. Вслед за этим матросы зажгли и
уничтожили мост. В этой схватке погибли 4 матроса экипажа, 7 были ранены. Донесение об уничтожении моста
М. И. Кутузову привез мичман Н.П. Римский-Корсаков, который потом оставался в течение всего дня сражения
при главнокомандующем.
Артиллерийская команда вместе с 1-й гвардейской артиллерийской легкой пешей ротой находилась в начале сражения
в резерве за с. Князьково, между лейб-гвардии Преображенским и
лейб-гвардии Семеновским полками.
Гвардейская
артиллерия была выдвинута к с. Семеновскому и заняла позицию рядом с каре лейб-гвардии Измайловского полка. На
этой позиции она отражала атаки кирасир Нансути и Латур-Мобура, подавляла огонь батарей неприятеля.
После 4 часов боя гвардейская пешая рота вынуждена была отойти, но только после того, как атаки французской
тяжелой кавалерии прекратились.
При отходе русской армии из Москвы Гвардейский экипаж продолжал ту же работу по исправлению переправ и дорог,
а в Тарутинском лагере был расквартирован в с. Овчинникове, около Калужской дороги. Ответственным поручением
для экипажа стало устройство мостов через р. Протву у с. Спас-Лыковщино для переправы армии, шедшей наперерез
армии Наполеона к Малоярославцу. Работа была трудной вследствие большой ширины реки, её разлива из-за дождей и
разрушенных плотин. Затрудняло постройку отсутствие гвоздей, бревна плотов приходилось связывать веревками и
скреплять прутьями. Всего было наведено три моста.
В 9 часов вечера 11 октября через реку переправился шедший в авангарде корпус генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова.
12 октября переправа армии проходила под наблюдением М.И. Кутузова и, несмотря на трудности и непрочность конструкции
быстро построенных мостов, прошла благополучно, а экипаж заслужил благодарность главнокомандующего.
Заграничные походы 1813-1814 гг.
Кампанию 1813 года Гвардейский экипаж начал в январе месяце исполнением должности понтонеров при переправе
войск через Вислу у Плоцка, что и было им исполнено совершенно удачно, несмотря на сильный ледоход.
Присоединившаяся 10 апреля к главной армии 3-я рота Гвардейского экипажа уничтожила под неприятельским огнем мост
на р.Одер у Дрездена, при проходе через этот город арьергардных войск графа Милорадовича.
В сражении при Бауцене
8-го, 9-го и 10 мая флеши у Башюца были заняты 1-ю и 2-ю легкими гвардейскими батареями, в числе
коих были 2 орудия Гвардейского экипажа, действовавшие во время боя 8-го мая. В день своего экипажного праздника
9-го мая под Бауценом Гвардейский экипаж по особому личному повелению Государя употреблен был на подкрепление
фланга нашей позиции и здесь, с двумя батальонами гренадер, по командою генерал-лейтенанта Чоглокова, удерживаясь
с особенною стойкостью в продолжении 11 часов, удостоился получить высочайшее одобрение Государя, который с
возвышенности следил за действиями.
При этом деле убиты командовавший экипажем капитан-лейтенант Горемыкин и
лейтенант Колзаков; тяжело ранен мичман Хмелев; нижних чинов убито 6 человек; ранено 19 человек, из коих 10 человек
- тяжело. 10 мая, находясь в составе отряда Генерал-майора Ермолова, Гвардейский экипаж защищал позицию у
селения Кетица, под огнем французской артиллерии.
14 июня 1813 года последовали Высочайшие награды за понесенные труды и участия в боях:
Командир экипажа капитан
1-го ранга И.П.Карцов - алмазные знаки к ордену Св.Анны 2-й степени
Лейтенант А. Е. Титов - чин капитан-лейтенанта
Лйтенанты М.Н.Чихачев, А.Д. Валуев , А.И. Дубровин, А.А. Колзаков (умерший) - к ордену Св.Владимира 4-й степени
Мичманы Н. П. Римский-Корсаков, М. Н. Лермонтов, Н. П. Хмелев, Н. И. Ушаков, К. К. Константинов произведены в
лейтенанты
Комиссар 12-го класса В. Быков, клерк 13-го класса И. Иванов; шкипер 14-го класса Е. Романов произведены в
следующие чины
Боцманы Поспелов, Кононов, Долин произведены в
следующие чины с переводом в
Санкт-Петербургский гренадерский полк
Лекарь Манелли - орден Св. Владимира 4-й степени
Штаб-лекарь Б. Кернер - состоять при особе великого князя Константина Павловича
40 нижних чинов поучили знаки Отличия Военного Ордена (Георгиевские кресты).
Гвардейский экипаж 15 августа 1813 года находился в составе отряда Остермана-Толстого (1-я гвардейская дивизия,
полки: Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский), который, будучи послан в помощь 2-му корпусу Принца
Вюртембергского, на позиции между Донау и Кенигштейном, весь день сдерживал жестокие атаки французов. На следующий
день Гвардейский экипаж, совместно с Преображенским и Семеновскими полками, имел несколько стычек с французами
у Гигсгюбеля.
17 августа 1813 года Гвардейский экипаж в составе отряда генерала А. П. Ермолова отличился
в сражении при Кульме,
потеряв в
этот день убитыми и ранеными 75 процентов личного состава офицеров и 38 процентов нижних чинов.
Убиты:
лейтенант Константинов
подшкипер 13-го класса Поспелов
ранены:
капитан-лейтенант Титов
лейтенанты:
Дубровин, Хмелев, Римский-Корсаков, Лермонтов 2-й, Ушаков
шкипер Романов
нижних чинов убито 16
ранено 57
пропавших без вести 4 человека
Приказом государя императора Александра I , от 26 августа 1813 года в
Теплице, Гвардейскому морскому экипажу даровано Георгиевское знамя.
В приказе говорилось: «В достопамятный день седьмаго на десять числа сего месяца, храбрые гвардейские воины, покрыли
вы себя новыми неувядаемыми лаврами, и оказали важную Отечеству услугу. Вы в малом числе удержали и с неслыханным
мужеством поразили превосходного в силах врага, порывавшегося с лютостью при Теплице простирать далее шаги свои в
Богемию... В знак должной признательности дарую вам: Преображенскому и Семеновскому полкам и Гвардейскому Морскому
экипажу георгиевские знамена; Измайловскому же и Егерскому - георгиевские трубы...»
Офицерам Экипажа пожалованы награды за боевые отличия. Нижним чинам пожаловано 42 знака отличия Военного ордена
(Георгиевских креста). Высочайше пожаловано в Гвардейский экипаж за истребление моста у Кенигштейна 31 знак отличия
Военного Ордена.
7 сентября 1813 года Гвардейский экипаж совместно с прусскими волонтерами уничтожил под огнем французской артиллерии
наведенный французами мост на реке Эльбе у Кенигштейна. 5 и 6 октября 1813 года в сражении при Лейпциге Гвардейский
экипаж был занят устройством переправы союзных войск через реку Плейсу; работы при этом случалось производить под
неприятельским огнем. Артиллерия Гвардейского экипажа принимала активное участие в сражении, находясь в
составе гвардейской артиллерии.
Для действия против берегов в помощь сухопутным нашим войскам в кампании 1813 года была послана эскадра адмирала
Грейга, соединившаяся с эскадрой английского адмирала Мартына; в числе судовых команд эскадры адмирала Грейга
находились матросы Гвардейского экипажа, взятые из оставшейся в Петербурге команды экипажа, - всего 93 человека.
Некоторые из этих матросов выказали выдающуюся храбрость и находчивость и получили знаки отличия Военного Ордена.
В последствии, в 1819 году судам Гвардейского экипажа Высочайше пожалован Георгиевский вымпел.
1-го января 1814 года Гвардейский экипаж вместе со всей гвардией под личным начальством государя вступил через
Базельский мост в пределы Франции, чем было положено начало кампании 1814 года. Участвуя во всех наступательных
движениях армии, Гвардейский экипаж 6 февраля устроил мост через реку Сену при Ножан, по которому перешел корпус
Витгенштейна. 8 февраля организовал переправу для перехода корпуса фельдмаршала Вреде; 19 марта торжественно вступил
в Париж и занял квартиры в Вавилонских казармах. 18 июля Экипаж возвратился на Кронштадтский рейд и 30 июля
торжественно вступил в Санкт-Петербург.
Мундир матроса 1-й роты Гвардейского флотского экипажа рядового Михайло Емельянова, 1816 г.
Музей армии Стокгольм, Швеция.
Участие Гвардейского Экипажа в восстании декабристов.
Долгое время одной из тайн восстания декабристов было участие в нем моряков Гвардейского экипажа. До декабря 1825 г.
Северное общество (тайное общество, образовавшееся в Петербурге в 1822 г. из двух декабристских групп во главе с
Н. М. Муравьевевм и Н.И. Тургеневым) не имело влияние на это подразделение. Однако 14 декабря 1825 года на площадь
перед зданием Сената вместе с солдатами Московского и Гренадерского полков вышли моряки Гвардейского морского экипажа.
Антон Петрович Арбузов.
Гвардейский экипаж чрезвычайно быстро, всего за несколько дней подготовился к выступлению. Среди офицеров Измайловского,
Финляндского, Кавалергардского, Московского и Гренадерского полков было немало членов Северного общества; эти полки и
должны были составить основные силы восставших. Но Измайловский, Финляндский и Кавалергардский полки не удалось вовлечь
в восстание. А из гвардейских моряков в Северное общество вступил лишь лейтенант Антон Арбузов – да и то за несколько
дней до восстания. Между тем экипаж оказался лучше подготовленным к выступлению, чем другие гвардейские полки. Дело
в том, что задолго до восстания в Гвардейском экипаже возникло самостоятельное декабристское общество.
Александр Беляев.
В 1820 году в Гвардейский морской экипаж был определен восемнадцатилетний Александр Беляев, только что окончивший
Морской кадетский корпус. Через три года туда же перевели и его младшего брата Петра. Беляевы с ранних лет были
воспитаны в патриотическом духе. С детства братьям запомнились ужасающие картины рабства крестьян. А в Гвардейском
экипаже их возмущали издевательства над матросами, грубая строевая муштра, зачастую заменявшая обучение морскому
делу. Беляевы читали исторические книги, сочинения просветителей, изучали иностранные конституции и, взрослея,
все больше осознавали бесправие русского народа. Скоро они пришли к мысли, что за счастье родины нужно
бороться. В Гвардейском экипаже Александр скоро нашел единомышленника. Это был лейтенант Антон Арбузов,
служивший там с 1819 года.
Петр Беляев.
Антон Арбузов тоже увлекался свободолюбивыми идеями. Это был решительный человек, и он не только мечтал, но и
намеревался осуществить свои мечты. Все свободное время друзья проводили за чтением исторических книг. Они в мечтах
переносились в древние республики, надеялись и в России ввести республиканское правление.
В период между летними плаваниями 1823 и 1824 годов Беляевы с несколькими офицерами Гвардейского экипажа
поселились на Фонтанке у Калинкина моста. Сюда часто заходил и лейтенант Антон Арбузов. Он предложил своему
другу и единомышленнику Александру Беляеву основать тайное политическое общество. Однажды вечером на своей
квартире Антон Арбузов с Александром Беляевым при свете свечей составляли на листах плотной синей бумаги
«статуты» из нескольких пунктов, определявшие цель и деятельность тайной организации.
«Свобода в обществе и равенство да будут нашим уделом», – гласил первый параграф устава. Общество должно
было состоять из людей, «твердых в нравственности». Таких людей они намеревались подбирать прежде всего из
офицеров Гвардейского экипажа «медленно и с чрезвычайной осторожностью», после нескольких испытаний. «Статуты»
предусматривали смертную казнь для тех, кто, войдя в общество, изменит ему. Точная дата возникновения
самостоятельного декабристского общества в Гвардейском флотском экипаже неизвестна. Мы знаем лишь, что
это произошло в период между летними плаваниями Гвардейского экипажа 1823 и 1824 годов. После долгих
раздумий в тайное общество приняли Петра Беляева; затем к вступлению стали готовить друга и соседа
Беляевых мичмана Василия Дивова.
Скоро в среде гвардейцев-моряков образовалась довольно сплоченная группа революционно настроенных офицеров,
не имевшая никаких связей с Северным обществом. Ядро организации составляли Арбузов, братья Беляевы и Дивов.
Под их влиянием находились братья Бодиско, Пшейер, Тыртов, Акулов, Мусин-Пушкин и некоторые другие. К декабрю
1825 года молодыми офицерами всецело овладело «желание введения в России свободы и республиканского правления».
Основатели общества гвардейцев-моряков вели агитацию и в среде матросов экипажа. Агитация велась осторожно,
офицеры вели вольнодумные беседы так, чтобы слышали матросы, давая последним пищу для размышления. По вечерам
офицеры экипажа собирались на квартире Беляевых и обсуждали конкретные планы государственного переворота.
Независимо от Северного общества они пришли к мысли во время восстания оказать давление на Сенат, говорили
о способах привлечь народ на свою сторону, об аресте императора, когда тот посетит флот, и даже
об «истреблении» всей царской семьи, чтобы установить республику и предотвратить возможность гражданской войны.
Незадолго до декабря 1825 года Николай Бестужев встретил Антона Арбузова в Адмиралтействе и заговорил с ним
о Северном обществе. Скоро Антон Арбузов послал к Николаю Бестужеву записку с просьбой о встрече, и они вновь
говорили о тайном обществе. В начале декабря Бестужев пригласил Арбузова к Рылееву на совещание Северного
общества. Так установилась связь Общества Гвардейского экипажа с Северным обществом. На совещаниях Северного
общества Антон Арбузов ручался за 300 – 400 матросов, чем способствовал принятию решения о восстании.
Руководители «северян» так и не узнали о том, что с приемом Арбузова к Северному обществу присоединилось
Общество Гвардейского экипажа. Их удовлетворило обещание Арбузова вывести экипаж на площадь; внутренняя
жизнь гвардейцев-моряков так и осталась тайной даже для участников восстания 14 декабря.
В действиях 14 декабря морякам отводили видное место: Гвардейский флотский экипаж и Измайловский полк под
руководством Якубовича, Бестужева и Арбузова должны были занять Зимний дворец и арестовать императорскую фамилию.
Утром 14 декабря Гвардейский экипаж прошел по Екатерингофскому проспекту до Никольского собора, повернул на
Театральную площадь, по Благовещенской улице вышел к казармам Конногвардейского полка и вдоль Адмиралтейского
канала двинулся на Петровскую площадь. У Конногвардейского манежа моряки встретили поручика Финляндского полка
Цебрикова. Он уже побывал на площади и знал, что Московский полк почти окружен верными Николаю Павловичу
войсками и отбивает кавалерийские атаки.
Моряки повернули назад, чтобы не столкнуться с войсками, верными Николаю I. К Сенату Гвардейский экипаж
вышел по узкой Галерной улице, разделявшей выходившие на площадь здание Сената и дом купчихи Кусовниковой.
Моряки не стали пристраиваться к каре Московского полка. Они расположились прямоугольником между Московским
полком и строившимся Исаакиевским собором. Несколько часов они простояли на площади. А потом в неподвижные
ряды Гвардейского экипажа ударила картечь. Офицерам Эипажа не удалось перехватить инициативу и восстановить
порядок в построении. После нескольких залпов картечи личных состав Экипажа ринулся в узкую Галерную улицу,
оставляя на площади убитых и раненых.
После разгрома восстания офицеры Экипажа были разжалованы, лишены наград и сосланы в Сибирь на каторжные работы,
нижние чины получили наказание шпицрутенами и были отправлены в действующую армию на Кавказ, где велись активные
боевые действия с горцами.
Корабли Гвардейского Экипажа в сражениях русского флота.
Приказом государя императора Александра I , от 26 августа 1813 года в Теплице, Гвардейскому морскому экипажу
даровано Георгиевское знамя. Однако награждение столь высокой наградой не отразилось на флагах кораблей Гвардейских
экипажей. Именно это и исправил Александр I своим указом от 5 июня 1819 г., который начинался словами:
«В память
сражения при Кульме
...»
Далее объявлялось, что отныне отличием судов Гвардейских экипажей
становится трехцветный вымпел с Андреевским флагом в головке, на центр креста которого наложен красный
щит с изображением Георгия Победоносца. Это был Георгиевский вымпел. Другим отличием стал Георгиевский
адмиральский флаг, имевший полотнище Андреевского флага, но с упомянутым щитом в центре. Этот флаг был
предназначен для подъема на кораблях Гвардейских экипажей при нахождении на борту должностных лиц
адмиральского чина. В обычных условиях все корабли Гвардейского экипажа на кормовом флагштоке несли
Андреевский флаг, как и все другие корабли Российского императорского флота.
Подвиг линкора "Азов".
Первым кораблем Гвардейского экипажа России стал 74-х пушечный парусный линейный корабль «Азов», которым
командовал капитан 1 ранга М. П. Лазарев, в будущем известный флотоводец. Он участвовал 8 октября 1827 г.
в знаменитом Наваринском сражении объединенного флота России, Англии и Франции против турецко-египетского флота.
Линкор «Азов» на картине Айвазовского «Сражение при Наварине».
Сражаясь одновременно с пятью турецкими кораблями, «Азов» уничтожил четыре, а пятый - 80-ти пушечный линейный корабль
под флагом командующего неприятельским флотом заставил выброситься на мель. В этом бою особенно отличились офицеры
«Азова» лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В. И. Истомин. Из 600 человек экипажа «Азова»
153 были убиты и ранены. В корпусе «Азова» насчитали потом 153 пробоины, в том числе семь подводных. Но
героический линейный корабль не вышел из боя, пока враг не был разгромлен.
Самая высокая награда за успешные боевые действия в этой битве и была пожалована именно «Азову» -
кораблю вручили Георгиевский адмиральский флаг (как кормовой флаг) и Георгиевский вымпел. «В честь достохвальных
деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов», - так было сказано в
императорском указе.
Подвиг брига "Меркурий".
Почти через два года, 14 мая 1829 г., за беспредельную доблесть, проявленную экипажем, кормового Георгиевского
флага и вымпела был удостоен знаменитый бриг "Меркурий". 12 мая 1829 года отряд русских кораблей, состоявший
из фрегата «Штандарт» и бригов «Орфей» и «Меркурий» вышел в море для ведения дозорной службы. Через два дня,
14 мая, соединение обнаружило крупную турецкую эскадру (18 кораблей, в том числе шесть линейных).
Видя
несоизмеримое превосходство турок, русские корабли начали отходить. «Штандарт» и «Орфей» сумели быстро уйти,
«Меркурий» же не смог оторваться от преследования двух турецких линейных кораблей. «Селимие» (110 пушек)
под флагом капудан-паши и «Реал-Бей» (74 пушки) под контр-адмиральским флагом начали быстро догонять бриг.
На время стих ветер и «Меркурий» попытался уйти от преследования на веслах, но штиль был непродолжительным -
турки вновь начали сокращать дистанцию.
Капитан брига «Меркурий» Александр Иванович Казарский при поддержке всей команды решил принять неравный бой.
На входе в крюйт-камеру был оставлен заряженный пистолет, чтобы последний выживший взорвал корабль. Турки
открыли огонь из носовых орудий. Бриг «Меркурий» искусно маневрировал на веслах, не давая туркам занять
выгодную позицию. Турецкие флагманы зашли с противоположных бортов «Меркурия», поставив русский корабль
под перекрестный огонь.
С турецкого флагмана прозвучало предложение сдаться, с «Меркурия» ответили залпом пушек и ружей. Оба турецких
линкора открыли перекрестный огонь. Бой продолжался 4 часа. Несколько раз на русском бриге вспыхивал пожар,
но слаженная работа команды поддерживала живучесть корабля. Канониры «Меркурия» ведут прицельный огонь по
такелажу и парусам турецких линкоров. И вот «Селимие» выходит из боя, получив критические повреждения гротовых
снастей. «Реал-Бей» сражается отчаянно, но умелые действия команды брига выводят из боя и его. «Меркурий»,
триумфально уходит с места боя.
В ходе боя на бриге было убито четверо и ранено шестеро членов команды. Насчитали 22 пробоины в корпусе корабля,
более 280 в такелаже и парусах, 16 в рангоуте. С трудом «Меркурий» дошел до болгарского порта Сизополь,
где базировались основные силы Черноморского флота.
После Крымской войны (26.11.1856 года) все экипажи
Черноморского флота (с 29-го по 45-й) были награждены Георгиевскими знаменными флагами с надписью:
"За оборону Севастополя с 13 сентября 1854 г. по 27 августа 1855 г.". За всю последующую историю России
более ни один военный корабль Российского флота не получил этого отличия. Даже крейсер «Варяг», все члены
экипажа которого стали Георгиевскими кавалерами, после возвращения в состав Российского флота поднял только
Георгиевский вымпел. Георгиевский же флаг могли нести только корабли, названные в память о прежних
подвигах: «Память Азова» и «Память Меркурия».
С 1870 г. трехцветный Гвардейский вымпел был заменен на белый и просуществовал до 1917 г. Он развевался
на мачтах яхт «Царевна», «Марево», «Штандарт», «Полярная звезда», «Стрела» и «Александрия». Под этим
вымпелом героически сражались и погибали в Цусимском бою эскадренный броненосец «Император Александр III»
и крейсер «Адмирал Нахимов». Последними кораблями, носившими Георгиевский вымпел, были крейсера «Олег»
и «Светлана», два эсминца и императорская яхта «Штандарт».
Штурм крепости Варна в ходе Турецкой войны 1828-1829 гг.
В 1828 г. Гвардейский Экипаж был направлен в действующую армию, участвовал в штурме Варны, использовался
в качестве морской пехоты. Приморская крепость Варна была лучшим портом на западном побережье Черного моря
и в то же время преграждала береговые пути через Балканы к Константинополю. Вместе с Шумлой она составляла
вторую оборонительную линию известного четырехугольника Балканских крепостей (Рущук - Силистрия - Шумла - Варна).
27 августа 1828 г. к Варне на фрегате «Флора» прибыл император Николай I, который со свитой расположился
на 110-пушечном линейном корабле «Париж». На юте корабля установили телескоп, чтобы Николай I мог
наблюдать за действиями войск и кораблей.
На следующий день к Варне подошел Гвардейский корпус 25,5 тыс. человек. С ним прибыл и Гвардейский
экипаж под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена в составе восьми рот. Роты гвардейского экипажа
были размещены на линейных кораблях «Париж», «Пимен», «Пармен», фрегатах «Флора», «Штандарт», «Поспешный»
и «Рафаил», командир экипажа Ф.Ф. Беллинсгаузен поднял свой флаг на корабле «Пармен». Успешная бомбардировка
крепости Варна кораблями эскадры и отрядом гребной флотилии, произведенная 31 августа, содействовала
захвату сухопутными войсками одного из укреплений крепости. За один день противник потерял до 500 человек.
25 сентября начался штурм крепости. Главный удар был нанесен по приморскому бастиону, систематически
обстреливавшемуся русскими кораблями. Одновременно велось демонстративное наступление на западный фас крепости.
Неся большие потери, турки отбили атаки русских войск. Однако силы гарнизона были истощены продолжительной
осадой. 29 сентября, не рассчитывая на помощь извне, крепость капитулировала. Из 27 000 человек
гарнизона крепости к концу осады остались только 9000. Было взято 291 орудие и большое количество боезапаса.
Гвардейский флотский экипаж в живописи.
Гебенс(Йебенс) Адольф Иванович (Adolph Jebens, 1819-1888 гг.) - немецкий художник-портретист и баталист, в 1844 г.
переехал в Россию. Наибольшую известность Гебенсу принесла серия полотен, посвящённая русской армии.
Известно 137 картин, причём ряд произведений считаются утраченными и известны только по позднейшим литографиям.
Картины эти были созданы в период с конца 1840-х гг. до 1863 г., когда Гебенс уехал в Германию.
Ниже представлена картина с военослужащими Гвардейского экипажа.
Моряки-гвардейцы на набережной Невы у Зимнего дворца, Adolph Jebens, 1853 г.
На полотне изображены командир Гвардейского экипажа контр-адмирал Самуил Иванович Мофет в сюртуке, капитан первого ранга в парадной форме, обер-офицер,
унтер-офицер, рядовой и барабанщик. На Неве у берега шлюпка с императорской яхты с матросами в корабельной форме.
В 1831 году 6-рота гвардейского экипажа принимала участие в подавлении
Польского мятежа,
основной задачей роты
была обеспечение понтонных переправ. Во время Восточной (Крымской) войны 1854 - 1856 гг. чины экипажа участвовали
в боевых действиях как морская часть, составляя экипажи морских кораблей Балтийского флота.
В 1863 г. одна рота Гвардейского экипажа участвовала в подавлении польского мятежа в качестве понтонной
части (обеспечение переправ). Во время Русско-Турецкой войны 1877-78 гг. Гвардейский Экипаж находился в
действующей армии, использовался в качестве понтонной части, а также комплектовал команды минных катеров.
Гвардейский экипаж в XX веке.
Матрос императорской яхты "Штандарт" с супругой.
Часть Гвардейского Экипажа участвовала в Цусимском сражении. В годы Первой Мировой войны Гвардейский
Экипаж комплектовал корабли речных военных флотилий.
Матрос Гвардейского экипажа в береговой форме, 1913-1917 гг.
Рисунок Николая Зубкова, иллюстрация из книги Владимира Глазкова
«Униформа российского военного флота. 1881-1917».
Литература.
1. Высочайше утвержденный доклад Комитета, учрежденного для разделения команд Морского ведомства
// Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XLIV. С. 70-81.
2. Виноградский. Участие Гвардейского экипажа в сухопутной кампании 1812 года // Морской сборник. 1899. № 4.
С. 109-145; № 5. С. 93-121.
3. Виноградский. Действия Морского Гвардейского экипажа в войну 1813 года // Морской сборник. 1903. № 5. С. 1-31.
4. Гвардейский экипаж // Военная энциклопедия. СПб., 1912. Т. VI. С. 199-200.
5. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб., 1900. Ч. 10; СПб., 1901. Ч. 16.
6. Поливанов В. Т., Бякин Г. И. Морской Гвардейский экипаж: Страницы истории. СПб., 1996.
7. Прокофьев В. Двухсотлетие Гвардейского экипажа // Новое время. 1910. № 2270.
8. Памятка Гвардейского экипажа, 1710-1910: Крат. ист. очерк. / Сост. штабс-капитан Щепотьев. СПб., 1910.
9. Шишкова Н.В. История Гвардейского экипажа как яркий пример патриотического служения отечеству //
Патриотическое воспитание в современной России: проблемы возрождения и развития. СПб., 2001. С. 147-151.
Г. Э. Введенский «Армейских будней летописец художник А. И. Гебенс (1819-1888)», энциклопедия русской армии
Санкт-Петербург, Атлант, 2006 г.
Материалы по теме.
История Российской империи в медалях.