|
Русский народный союз имени Архангела Михаила – правомонархическая, консервативная, черносотенная общественно-политическая организация, действовавшая в Российской Империи в 1907—1917 года.
|
Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов, а в некоторых случаях с октябристской программой. Свое происхождение партии возводят к низовому нижегородскому ополчению под предводительством Кузьмы Минина, которые стояли за дом пресвятой Богородицы и православную христианскую веру, ополчались против разорителей земли русской ради спасения веры отцовской и отечества от погибели.
|
В России XIV—XVII веков «чёрными» назывались земельные наделы чёрносошных крестьян и тяглого городского населения, которые облагались налогами в пользу государства. В исторических источниках «чёрные» земли противопоставляются «белым» землям, которые находились во владении феодалов и церкви.
|
Черносотенцы противопоставляли себя марксизму. В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля.
|
Социальную основу организации составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, казаки, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании принципа «Православие, Самодержавие, Народность».
|
В советской историографии черносотенцами считались «ретрограды, спекулирующие на невежестве и ужасном социальном положении народа, стремящиеся всеми правдами и неправдами удержать рушащееся ветхое здание царизма».
|
К черной сотне себя причисляли несколько крупных и мелких монархических организаций: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей», «Союз борьбы с крамолой», «Совет объединённого дворянства», «Русское собрание», «Белый Двуглавый Орел», «Общество активной борьбы с революцией».
|
Основной причиной возникновения «Союза Архангела Михаила» стали разногласия между председателем Главного Совета «Союза Русского Народа» А. И. Дубровиным и его товарищем (заместителем) В. М. Пуришкевичем, первоначально носившие личный характер.
|
В первую очередь это касалось отношения к Государственной думе. В отличие от Дубровина, Пуришкевич пришёл к мысли, что время уличных манифестаций прошло. С изменением выборного законодательства в III Думу, позволявшего правым создать влиятельную фракцию, долг черносотенцев — бороться с левой и либеральной оппозицией на парламентских скамьях. По его мнению, Государственная дума исправленного образца должна была стать «учреждением для облегчения нужд народа» и неким подобием «Земского собора».
|
Дубровин же, разочаровавшись в первых двух Думах, стал убеждённым противником данного института как такового, полагая, что умеренный состав народного представительства будет ещё вреднее для самодержавной монархии, так как конституирует в России этот парламентский орган.
|